Промышленность
Существующие грузопотоки в Республике Карелия обеспечены транспортными услугами в достаточной мере. Проведенный специалистами Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук опрос предприятий показал, что основная проблема заключается в некачественном состоянии существующих автомобильных дорог общего пользования, а не в их количестве.
Необходимо отметить недостаточную протяженность лесных (лесовозных и лесохозяйственных) автодорог. Для полного охвата лесонасаждений лесохозяйственными мероприятиями и организации оптимального лесопользования необходимо иметь густоту лесовозной дорожной сети не менее 0,8 км на 100 га лесных площадей. Таким образом, обеспеченность лесного фонда дорожной сетью в Республике Карелия примерно в 4 раза меньше требуемого, а густота и протяженность лесных автомобильных дорог не соответствует объемам перевозимых грузов.
Из общей протяженности лесовозных дорог в летний период используется примерно 7200 км и в зимний период - примерно 5200 км. Сеть лесных дорог республики развита неравномерно. Юг и центральная часть удовлетворительно освоены лесовозной дорожной сетью, а север, северо-запад и Пудожский район - неудовлетворительно. На севере, северо-западе плотность дорожной сети составляет 0,12 км на 100 га лесных площадей, по Пудожскому району - в среднем 0,15 км, по южным районам - в среднем 0,29 км.
Лесные дороги, как правило, содержатся неудовлетворительно, вследствие чего снижаются их эксплуатационные качества и происходит вывод из эксплуатации. Многие ранее построенные дороги оказались бесхозными.
Нормативная потребность строительства лесовозных дорог в расчете на 1 млн. куб. м вывозки древесины в зависимости от запаса на 1 га общей лесной площади составляет 25-30 км. В настоящее время в Республике Карелия фактические объемы строительства лесовозных дорог ниже в 5-6 раз. В результате резкого сокращения строительства лесовозных дорог снизилась территориальная доступность перспективных лесных массивов и среднее расстояние вывозки древесины.
Причины снижения объемов строительства лесных дорог:
нарушение сложившихся схем транспортного освоения лесного фонда и практическое прекращение их разработок;
ликвидация лесосырьевых баз, ранее закрепленных в постоянное пользование за леспромхозами;
недостаток финансовых ресурсов у лесозаготовительных предприятий;
экономическая незаинтересованность лесозаготовителей в строительстве лесных дорог при коротких сроках аренды лесных участков;
обезличенная эксплуатация части ранее построенных лесных дорог;
отсутствие генеральных схем перспективного освоения лесосырьевых районов и планов строительства сети лесохозяйственных дорог.