ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2006 года N 2559-III ЗС
О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Жилище" на 2004-2010 годы
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 6 октября 2005 года N 909-ЗРК "О бюджетных целевых программах Республики Карелия" Законодательное Собрание Республики Карелия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения в республиканскую целевую программу "Жилище" на 2004-2010 годы (Собрание законодательства Республики Карелия, 2003, N 10, ст. 1133), одобренные распоряжением Правительства Республики Карелия от 28 июня 2006 года N 177р-П.
2. Направить настоящее Постановление и указанные изменения в республиканскую целевую программу в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного
Собрания Республики Карелия
Н.И. Левин
г. Петрозаводск
4 июля 2006 года
N 2559-III ЗС
ОДОБРЕНЫ УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства постановлением
Республики Карелия Законодательного Собрания
от 28 июня 2006 г. Республики Карелия
N 177 р-П от 4 июля 2006 г.
N 2559-III ЗС
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в республиканскую целевую программу "Жилище"
на 2004 - 2010 годы
Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2004 - 2010 годы изложить в следующей редакции:
"РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ"
НА 2004 - 2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Жилище" на 2004 - 2010 годы
Наименование Программы | - региональная целевая программа "Жилище" на 2004 -2010 годы |
Дата принятия решения о разработке проекта целевой Программы Правительством Республики Карелия и утверждении концепции целевой Программы | - распоряжение Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2002 года N 351р-П; |
Государственные заказчики Программы | - Министерство строительства Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по спорту и делам молодежи; |
Государственный заказчик-координатор Программы | - Министерство строительства Республики Карелия |
Основные разработчики Программы | - Министерство строительства Республики Карелия; Министерство образования Республики Карелия; Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия; Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; Министерство внутренних дел Республики Карелия |
Цели и задачи Программы | - основные цели Программы - повышение доступности приобретения жилья для граждан; увеличение объемов жилищного строительства; увеличение объема ипотечного жилищного кредитования; повышение качества коммунальных услуг, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания в жилых помещениях. |
Исполнители Программы | - Министерство строительства Республики Карелия; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - годовой объем ввода жилья в 2010 году - 164 тыс. |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2004 - 2010 годы: |
Перечень программ, подпрограмм и основных мероприятий | - I этап реализации Программы: |
Объем и источники финансирования Программы | - Программа финансируется за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, бюджета Республики Карелия, местных бюджетов Республики Карелия (по согласованию) и внебюджетных источников. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - реализация Программы должна обеспечить: переселение до 2010 года из аварийного жилищного фонда 988 семей; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - государственные заказчики программ и подпрограмм в составе Программы, органы исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления в Республике Карелия, участвующие в ее реализации (по согласованию), ежеквартально к первому числу второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляют государственному заказчику - координатору Программы отчеты о ходе реализации Программы. |
ВВЕДЕНИЕ
Второй этап (2006 - 2010 гг.) региональной целевой программы "Жилище" на 2004 - 2010 годы (далее - Программа "Жилище") направлен на продолжение преобразований в жилищной сфере, начатых в рамках реализации республиканской целевой Программы "Жилище" на 2004 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Республики Карелия от 1 июля 2003 года N 262 р-П и утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 16 октября 2003 года N 823-III 3C и на реализацию на территории Республики Карелия национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Реализация второго этапа Программы "Жилище" и входящих в ее состав подпрограмм в 2006 - 2010 годах будет направлена на:
повышение объемов ипотечного жилищного кредитования -- подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия" на 2006 -2008 годы и на период до 2010 года;
стимулирование предложения жилья на рынке, включая меры по поддержке жилищного строительства в части обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой - подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой";
повышение надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
стимулирование спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для целевых групп населения (молодых семей) - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
исполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан - подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". В рамках данной подпрограммы будут объединены все мероприятия, по которым государство имеет свои обязательства по обеспечению отдельных категорий граждан жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
I. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
За период реализации первого этапа программы "Жилище" были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. В жилищном строительстве произошли радикальные изменения: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики.
На конец 2004 года жилищный фонд республики составил 15 532.4 тыс. общей площади (64,8 тыс. домов, 315,6 тыс. квартир). Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, сформирован новый слой частных собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда в 2004 году превысила 54 процента по сравнению с 19 процентами в 1994 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда за это время сократилась с 65 до 44 процентов, в том числе 39 процентов составляет муниципальный жилищный фонд.
В среднем на одного жителя республики в 2004 году приходилось 22,1 кв. м общей площади жилья против 20,0 кв. м в 2000 году.
В Республике Карелия тенденция ввода жилья складывается следующим образом:
Период | 2004 г. | 2005 г. | Прогноз | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
тыс. | 92,5 | 88,5 | 102 | 124 | 134 | 149 | 164 |
На конец 2004 года в органах самоуправления Республики Карелия в очереди на улучшение жилищных условий состояло 31,6 тысячи семей, в том числе 7,8 тысячи молодых семей.
По данным Федеральной службы государственной статистики, по Республике Карелия по состоянию на 1 января 2005 года в Республике Карелия насчитывается 1665,7 тыс. кв. м общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда.
На первом этапе реализации Программы (2004 - 2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия в 2003 - 2010 годах;
подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на 2004 - 2010 годы";
республиканская программа "Социальное развитие села Республики Карелия до 2010 года", в части жилищного строительства;
республиканская программа развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия на 2001 - 2006 годы;
мероприятия по реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты";
мероприятия по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
мероприятия по реализации Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
За 2004 - 2005 годы реализации Программы "Жилище" общий объем финансирования составил 851,3 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет | - 116,4 млн. рублей; | |||
бюджет Республики Карелия | - 69,9 млн. рублей; | |||
внебюджетные источники | - 665,0 млн. рублей. |
Объемы финансирования подпрограмм и мероприятий, атак же результаты реализации Программы "Жилище" на первом этапе (2004 - 2005 годы) представлены в приложении N 1.
В целом за 2004 - 2005 годы в рамках реализации Программы оказана государственная поддержка в улучшении жилищных условий или приобретено жилье 1284 семьям республики.
В рамках реализации Программы в 2004 - 2005 годы выполнены следующие мероприятия.
За счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия предоставлены жилищные субсидии 52 молодым семьям (36 семей - в 2004 году, 16 семей -в 2005 году).
Оказана государственная поддержка в строительстве и приобретении жилья в сельской местности 203 семьям, в том числе 103 семьям в 2004 году (6,0 млн. рублей -средства бюджета Республики Карелия, 8,5 млн. рублей - федеральные средства), 100 семьям в 2005 году (8,5 млн. рублей - средства бюджета Республики Карелия, 6,0 млн. рублей - федеральные средства).
Участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в 2004 году выдано 82 жилищных сертификата на сумму 46,46 млн. рублей, в 2005 году выдано 27 жилищных сертификатов на сумму 20,0 млн. рублей.
По реализации мероприятий по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет федеральных средств выданы субсидии 2 семьям на сумму 0,846 млн. рублей, в 2005 году - 4 семьям на сумму 1,826 млн.рублей.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" в 2004 году за счет средств федерального бюджета выданы 3 субсидии на сумму 2,98 млн. рублей, в 2005 году - 6 сертификатов на сумму 3,6 млн. рублей.
За счет средств бюджета Республики Карелия приобретено жилье в 2004 году 21 детям-сиротам на сумму 2,34 млн. рублей, в 2005 году - 29 детям-сиротам на сумму 3,335 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Карелия за 2004 - 2005 годы переселено 60 семей.
В рамках реализации республиканской программы развития ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия за 2004 - 2005 гг. выдано 834 ипотечных кредита на общую сумму 333,7 млн. рублей. Динамика предоставления жилищных кредитов на условиях реализации республиканской программы выглядит следующим образом:
2004 год - 279 кредитов на сумму 113,0 млн. рублей;
2005 год - 444 кредита на сумму 220,7 млн. рублей.
Средний размер кредита - 405 тыс. рублей (2004 год), 497 тыс. рублей (2005 год).
Средний срок кредита - 13 лет (2004 год), 14 лет (2005
Наряду с республиканской программой развития ипотечного жилищного кредитования в республике реализуется федеральная программа в соответствии с заключенным соглашением между Правительством Республики Карелия ЗАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Всего за 2004 - 2005 годы выдано 72 кредита на сумму 33,12 млн. рублей.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступна лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. В республике имеется достаточно высокий спрос на жилье, однако платежеспособность населения не дает возможности массовой реализации квартир в рамках сформировавшихся рыночных цен.