Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
развитие сектора малого предпринимательства является важным фактором структурных изменений в экономики региона, обеспечивающих переход всего хозяйства на рельсы эффективно работающей рыночной экономики;
массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является альтернативой социальному иждивенчеству.
Имея ряд преимуществ, малый бизнес был и остается самым динамичным и самым уязвимым сектором экономики. В силу ряда объективных и субъективных причин малый бизнес нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства.
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий свидетельствует о поступательном движении в развитии данного сектора экономики республики.
Таблица 1
Основные показатели развития малого предпринимательства
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Количество малых предприятий, всего, единиц | 3734 | 2579 | 3003 | 3601 | 4012 | 4348 |
Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек | 28,4 | 26,9 | 30,7 | 31,7 | 32 | 32,5 |
Объем продукции малых предприятий, млн. рублей | 2543,7 | 4676,5 | 4228,8 | 7125,7 | 8224,9 | 9997,1 |
Удельный вес малых предприятий в выпуске товаров (работ, услуг), процентов | 6,8 | 8,7 | 6,4 | 9,9 | 10,0 | 9,0 |
Доля занятых на малых предприятиях, в процентах от общей численности занятых | 6,8 | 6,8 | 7,7 | 8,0 | 10,4 | 12,4 |
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего (млн. рублей) | 57,8 | 86,4 | 62,8 | 44,3 | 135,9 | 234,3 |
Средняя численность работающих на малых предприятиях на 1 января 2005 года составила 32,5 тыс. человек. На малых предприятиях работает каждый десятый от всей численности работников списочного состава, занятого на предприятиях республики. Структура общего количества малых предприятий в разрезе основных сфер деятельности по-прежнему отражает начальный этап становления рыночной экономики, когда малые предприятия, не имея больших средств, создаются в первую очередь в сфере услуг, как наименее капиталоемкой сфере деятельности. Поэтому ведущее место или 49 процентов в общем количестве малых предприятий занимают предприятия торговли и общественного питания.
В сфере промышленного производства функционируют 17 процентов общего количества малых предприятий, при этом почти половина из них действуют в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в строительстве занято 19 процентов малых предприятий.
Диаграмма
В 2004 году объем произведенной продукции субъектами малого предпринимательства составил порядка 10 млрд. руб., в том числе по промышленности - 4 млрд. рублей. Динамика объема произведенной продукции малыми предприятиями с 1998 года позволяет говорить о возрастающей роли данного сектора в экономике республики. В то же время, в 2004 году доля продукции малых предприятий в общем объеме выпуска продукции сократилась, что свидетельствует о необходимости внедрения на малых предприятиях новых, более эффективных технологий, повышения квалификации кадрового персонала.
Таким образом, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в республике недостаточен для формирования высокоэффективной экономики, быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на рынке, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Наблюдаются существенные диспропорции в развитии сектора малого предпринимательства в муниципальных образованиях республики, что свидетельствует о недостаточном внимании органов местного самоуправления к проблемам создания благоприятной бизнес-среды.
На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:
отсутствие баз данных нормативных актов в сфере малого предпринимательства, а также отсутствие информационных справочных пособий по ведению бизнеса;
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
создание нового предприятия «с нуля» и только за счет личных средств граждан - невыполнимая задача. Значительная часть граждан, способных по своему базовому образованию и производственному опыту основать новый бизнес, не имеют достаточного запаса финансовых средств и специальных знаний по целому ряду практических вопросов ведения бизнеса. Особенно это касается молодых выпускников вузов;