Действующий

Об Отраслевой целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Карелия на 2006-2008 годы (с изменениями на 22 декабря 2008 года)

1. Анализ состояния малого предпринимательства в Республике Карелия,
основные проблемы и обоснование необходимости их решения на программной основе


Особую роль малого предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:

сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности;

развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя предпринимателей, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

развитие сектора малого предпринимательства является важным фактором структурных изменений в экономики региона, обеспечивающих переход всего хозяйства на рельсы эффективно работающей рыночной экономики;

массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является альтернативой социальному иждивенчеству.

Имея ряд преимуществ, малый бизнес был и остается самым динамичным и самым уязвимым сектором экономики. В силу ряда объективных и субъективных причин малый бизнес нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства.

Динамика основных показателей деятельности малых предприятий свидетельствует о поступательном движении в развитии данного сектора экономики республики.

Таблица 1

 

Основные показатели развития малого предпринимательства

 

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Количество малых предприятий, всего, единиц

3734

2579

3003

3601

4012

4348

Численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек

28,4

26,9

30,7

31,7

32

32,5

Объем продукции малых предприятий, млн. рублей

2543,7

4676,5

4228,8

7125,7

8224,9

9997,1

Удельный вес малых предприятий в выпуске товаров (работ, услуг), процентов

6,8

8,7

6,4

9,9

10,0

9,0

Доля занятых на малых предприятиях, в процентах от общей численности занятых

6,8

6,8

7,7

8,0

10,4

12,4

Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса, всего (млн. рублей)

57,8

86,4

62,8

44,3

135,9

234,3


Средняя численность работающих на малых предприятиях на 1 января 2005 года составила 32,5 тыс. человек. На малых предприятиях работает каждый десятый от всей численности работников списочного состава, занятого на предприятиях республики. Структура общего количества малых предприятий в разрезе основных сфер деятельности по-прежнему отражает начальный этап становления рыночной экономики, когда малые предприятия, не имея больших средств, создаются в первую очередь в сфере услуг, как наименее капиталоемкой сфере деятельности. Поэтому ведущее место или 49 процентов в общем количестве малых предприятий занимают предприятия торговли и общественного питания.

В сфере промышленного производства функционируют 17 процентов общего количества малых предприятий, при этом почти половина из них действуют в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в строительстве занято 19 процентов малых предприятий.

Диаграмма



В 2004 году объем произведенной продукции субъектами малого предпринимательства составил порядка 10 млрд. руб., в том числе по промышленности - 4 млрд. рублей. Динамика объема произведенной продукции малыми предприятиями с 1998 года позволяет говорить о возрастающей роли данного сектора в экономике республики. В то же время, в 2004 году доля продукции малых предприятий в общем объеме выпуска продукции сократилась, что свидетельствует о необходимости внедрения на малых предприятиях новых, более эффективных технологий, повышения квалификации кадрового персонала.

Таким образом, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в республике недостаточен для формирования высокоэффективной экономики, быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на рынке, появления самостоятельных источников дохода за счет частной предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Наблюдаются существенные диспропорции в развитии сектора малого предпринимательства в муниципальных образованиях республики, что свидетельствует о недостаточном внимании органов местного самоуправления к проблемам создания благоприятной бизнес-среды.

На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

отсутствие баз данных нормативных актов в сфере малого предпринимательства, а также отсутствие информационных справочных пособий по ведению бизнеса;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

создание нового предприятия «с нуля» и только за счет личных средств граждан - невыполнимая задача. Значительная часть граждан, способных по своему базовому образованию и производственному опыту основать новый бизнес, не имеют достаточного запаса финансовых средств и специальных знаний по целому ряду практических вопросов ведения бизнеса. Особенно это касается молодых выпускников вузов;