Действующий

Об одобрении Концепции развития дорожного хозяйства Республики Карелия на период до 2015 года



I. Существующее состояние дорожного хозяйства Республики Карелия


В соответствии с Государственной концепцией создания и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации основным направлением деятельности как федеральных, так и республиканских органов государственной власти в период с 1999 по 2005 год являлось расширение сети автомобильных дорог.

В связи с чем после завершения строительства участков дорог на границах с Архангельской и Вологодской областями в соответствии с территориальной программой развития и совершенствования сети автомобильных дорог Республики Карелия «Дороги Карелии 1998 - 2005 годы» сформирована сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования.

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Карелия по состоянию на 1 января 2005 года составила 7799 км, в том числе федеральная автодорога М-18 «Кола» - 760 км и территориальные автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) общей протяженностью 7039 километров.

В ведении муниципальных образований находится улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и так далее) протяженностью более 3 тысяч километров.

Общая протяженность ведомственных автомобильных дорог - около 5 тысяч километров.

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Карелия составляет 37 км на 1000 км(2) площади (средний показатель по Российской Федерации - 44 км).

По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Карелия составляет около 9 км на 1 тыс. жителей, что в 1,7 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,3 км на 1 тыс. жителей), и сравнима с Финляндией, где данный показатель составляет около 10 километров.

Протяженность автомобильных дорог по типам покрытий:

с асфальтобетонным

-

2001 км (28%);

из щебня и гравия, обработанных вяжущими веществами

-

632 км (9%);

с песчано-гравийно-щебеночным

-

3243 км (46%);

с грунтовым

-

1163 км (17%).


Мостовые сооружения представлены:

- железобетонные, сталежелезобетонные, каменные (капитальные) - 305 штук общей протяженностью 11,01 км;

-металлодеревянные, деревянные (временные) - 274 штуки общей протяженностью 5,038 км.

Недостатками существующей сети автомобильных дорог Республики Карелия являются:

- свыше 50 процентов протяженности автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям по прочности дорожной одежды и около 80 процентов - по ровности дорожного покрытия;

около 60 процентов асфальтобетонного покрытия на протяжении 1541 км, около 40 процентов гравийного покрытия на протяжении 1588 км и 20 процентов обочин на протяжении 1373 км требуют ремонта, так как систематическое несоблюдение межремонтных сроков покрытий, устроенных в 1990-1994 годы, может привести к их необратимому разрушению уже к 2008 году;

- 197 мостов, или 34 процента, находятся в неудовлетворительном состоянии.

В то же время для качественного планирования дорожных работ отсутствует соответствующая база данных, адекватно и чётко описывающая текущее состояние автомобильных дорог и дорожных сооружений. В настоящее время в соседних регионах, например, Архангельской и Вологодской областях, разработаны и успешно применяются программные продукты, учитывающие реальную ситуацию на автомобильных дорогах и возможные объёмы финансирования работ.

Недостаток финансирования ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог сказался на работе специализированных предприятий, работающих на рынке дорожных работ. На рынке присутствуют исключительно государственные унитарные предприятия. Наиболее значимыми проблемами государственных унитарных предприятий являются:

- изношенность основных фондов;

- отсутствие технологического оборудования (или наличие морально и физически устаревшего), позволяющего выполнять ремонтные работы, особенно работы с асфальтобетонным покрытием;

- недостаточность квалифицированных кадров;

- слабый менеджмент и неэффективность системы управления издержками.

И как следствие, эти предприятия на сегодняшний день практически неспособны вести качественные ремонтные работы на территориальных автомобильных дорогах, а конкурентная среда на рынке дорожных работ отсутствует.

В связи с недостаточными объемами работ по текущему ремонту в последние годы межремонтные сроки не соблюдались, и в настоящее время довести состояние автодорог и искусственных сооружений до нормативов возможно, только выполнив их капитальный ремонт.

Для решения проблем, возникших в дорожном хозяйстве, Правительством Республики Карелия предпринят ряд значительных мер. В первую очередь в начале 2005 года реформирована система органов управления дорожным хозяйством Республики Карелия.