Работа по оздоровлению коммунальной энергетики систематизирована с 1998 года, когда был принят Закон Республики Карелия "Об энергосбережении". На базе указанного закона разработана и действовала программа "Внедрение теплоэнергетических станций (котельных), работающих на древесной щепе, отходах лесозаготовок, лесопиления и смешанном биотопливе на территории Республики Карелия". В настоящее время в республике принята Республиканская целевая программа по энергосбережению на период до 2006 года, в которой определены конкретные объекты и источники финансирования по внедрению новых технологий и модернизации систем жизнеобеспечения. В дальнейшем планируется расширение объектов, включенных в программу энергосбережения.
В условиях тотальной зависимости республики от внешних поставок топлива и электрической энергии, оптимальным выходом является переход на использование местных энергетических ресурсов.
Реализация проектов по сокращению привозного топлива и создание собственной сырьевой базы в масштабах республики позволит уменьшить зависимость тарифов на тепловую энергию от цен на привозное топливо.
Реализация программы по энергосбережению будет способствовать расширению использования местных энергетических ресурсов, устойчивому уровню теплоснабжения населенных пунктов Республики Карелия, сокращению потерь и повышению эффективности использования энергии.
Одними из основных источников финансирования проектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Карелия являются инвестиции и кредиты.
Условия кредитования предусматривают целевое использование заемных средств, обеспеченность кредита соответствующими гарантиями, платность и возвратность средств. Теоретически источником возврата заемных средств является хозяйственная деятельность заемщика. Реализуя тепловую энергию, заемщик получает выручку, которая направляется на погашение кредита. Эффективность проекта зависит:
от оптимального размера тарифа на тепловую энергию, который позволит обеспечить возвратность кредита, платежи по обслуживанию долга и нормальную текущую хозяйственную деятельность;
от полноты сбора платежей за реализованную тепловую энергию.
Не менее важным направлением модернизации ЖКХ республики является оснащение приборами учета расхода энергоресурсов нежилых зданий (27 400 единиц), жилого фонда (77 849 единиц) и индивидуальных квартир (470 000 единиц). Эффективность использования приборов учета очевидна. Она позволяет:
- производить платежи за фактически использованную тепловую энергию и обеспечить условия для экономии потребителями тепловой энергии до 20 - 30 процентов;
- за счет регулирования систем отопления и горячего водоснабжения обеспечить реальную возможность экономии до 30 процентов тепловой энергии;
- уменьшить на 30 - 40 процентов расход холодной и горячей воды;
- замена к 2005 году 10-15 процентов имеющихся электросчетчиков на многотарифные позволит снизить пиковые нагрузки в системах электроснабжения, так как значительная часть процессов электронагрева может быть перенесена на время наиболее выгодное с экономической точки зрения для потребителей;
- оснащение жилищного фонда индивидуальными приборами учета природного газа снижает потребность в нем на 30 - 40 процентов.
Особое внимание следует уделить замене и ремонту электрических, тепло-, водо- и канализационных сетей и сооружений с применением современных материалов и оборудования.
(Абзац в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы"" от 15.12.2005 N 2147-III ЗС)
(Раздел в редакции Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы" от 09.11.2006 N 47-IV ЗС)