Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы» (с изменениями на 9 ноября 2006 года)

7. Структура управления отраслью

Жилищно-коммунальное хозяйство республики представляет собой сложный механизм взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, предприятий различных форм собственности и потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Роль координатора всех происходящих в жилищно-коммунальном хозяйстве процессов выполняет Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который осуществляет свою деятельность в тесном контакте с другими министерствами и ведомствами, руководствуясь нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Органам местного самоуправления законодательством даны широкие полномочия в различных сферах экономики, в том числе жилищно-коммунальном хозяйстве.

К примеру, установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги (кроме электроэнергии и газа) входит в компетенцию местного самоуправления, что является важным аспектом самостоятельности в области принятия решений. Но зачастую под видом самостоятельности органами местного самоуправления принимаются популистские решения, которые идут вразрез с эффективным функционированием ЖКХ и носят оттенки политического характера.

Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия устанавливает тарифы на электро-, теплоэнергию и газ для локальных монополий ЖКХ, проводит экспертизу обоснованности затрат на прочие коммунальные услуги. Предприятия ЖКХ предоставляют свои услуги либо напрямую потребителям (юридическим лицам), либо через управляющие компании и подрядные организации физическим лицам.

В связи с этим целесообразно заключение с органами местного самоуправления соглашений о координации действий Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональной энергетической комиссии Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в жилищно-коммунальной сфере.

Развитие рыночных отношений требует больше свободы для предприятий и более оперативного принятия решений. Развитие акционирования муниципальных предприятий позволит изменить систему их взаимоотношений как с органами местного самоуправления и органами государственной власти, так и с иными субъектами правоотношений в жилищной и коммунальной сфере.

Рыночная экономика требует совершенствования договорных отношений в ЖКХ, для развития которых существует разделение административных и хозяйственных функций между органами местного самоуправления, управляющими компаниями и подрядными организациями. Но функционирование дирекций единого заказчика представляется не очень эффективным, так как реального разделения функций полностью не происходит. Целесообразно передавать функции управления предприятиям и организациям различных организационно-правовых форм с проведением конкурсов не формальных, а реальных.

Передача подрядов предприятиям должна осуществляться также на реальной конкурсной основе с участием предприятий всех форм собственности. Причем подрядные договоры должны заключаться с определенными условиями со стандартами высокого обслуживания жилищного фонда. Ежемесячно необходимы проверки (плановые, выборочные и внеочередные) выполнения условий договора подрядной организацией. В состав комиссии должны входить представители администраций районов и городов, управляющей компании, госжилинспекции, подрядной организации и жильцов.

Только четкая система управления (управляемости) ЖКХ с прозрачными, одинаковыми для всех правилами позволит эффективно развивать ЖКХ Республики Карелия.