ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2004 года N 1420-III ЗС
______________________________________
Документ с изменениями, внесенными
15.12.05 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы"" от 15.12.2005 N 2147-III ЗС
09.11.06 г. Постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы" от 09.11.2006 N 47-IV ЗС
______________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Карелия "О республиканских целевых программах" Законодательное Собрание Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы", одобренную распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 августа 2004 года N 383р-П.
2. Направить настоящее Постановление в Правительство Республики Карелия.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Республики Карелия Н.И. Левин
г. Петрозаводск
21 октября 2004 года
N 1420-III ЗС
Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004 - 2010 годы"
Паспорт республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004- 2010 годы"
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004 - 2010 годы" |
Основания для разработки Программы | - постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 737 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | - Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Государственный комитет Республики Карелия по реформированию ЖКХ) |
Основные разработчики Программы | - Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Региональная энергетическая комиссия Республики Карелия |
Цели и задачи Программы | - основными целями Программы являются: повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней; |
Сроки и этапы реализации Программы | - 2004 - 2010 годы |
Основные мероприятия Программы | - инвентаризация, определение объемов по сокращению и ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработка схем реструктуризации задолженности с учетом включения сумм, определенных к реструктуризации, в бюджет Республики Карелия; |
Исполнители Программы | Государственный комитет Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство строительства Республики Карелия, Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Государственный комитет Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Карелия |
Объем и источники финансирования Программы | - суммарный объем финансирования Программы на 2004-2010 годы составляет 2979,19 млн. рублей, из них: средства бюджета Республики Карелия - 530,78 млн. рублей; средства местных бюджетов - 546,75 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 1901,66 млн. рублей- |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - в результате реализации Программы будет обеспечено повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, защита низкодоходных слоев населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства |
Система организации контроля за исполнением Программы | - общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - Государственный комитет Республики Карелии по реформированию ЖКХ |
(Паспорт Программы в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы"" от 15.12.2005 N 2147-III ЗС)
(Паспорт Программы в редакции Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия "О внесении изменений в республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы" от 09.11.2006 N 47-IV ЗС - см. предыдущую редакцию)
В программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, принятой в 2001 году, ставятся задачи ликвидации дотационности, привлечения инвестиций, становления конкурентных договорных взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Эти мероприятия могут быть реализованы при условии участия средств бюджетов различных уровней, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.
Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004 - 2010 годы" определяет комплекс мероприятий, способствующих повышению надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Главным звеном Программы является работа по модернизации оборудования, замене ветхих и устаревших сетей на современные, эффективные, с учетом внедрения ресурсосберегающих технологий и мер стимулирования энергосберегающих программ, возможности использования и привлечения предприятиями ЖКХ всех доступных ресурсов, включая собственные, что позволит решить вопросы надежного и качественного обеспечения потребителей услугами жилищно-коммунального хозяйства.
1. Техническое состояние жилищно-коммунального хозяйства
Услугами отрасли жилищно-коммунального хозяйства в республике пользуются 756 тысяч жителей, в том числе городское население - 562,4 тысячи человек, в сельских населенных пунктах - 194 тысячи человек.
Весь жилищный фонд республики составляет 15,3 млн. кв. метров, то есть в среднем на I человека приходится 20 кв. метров общей площади жилья. Расположенный в городах жилищный фонд занимает 11,1 млн. кв. метров, сельский жилищный фонд составляет 4,2 млн. кв. метров.
Географическое положение республики и процессы, происходящие в экономике страны, во многом определили стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства и проблемы его состояния в настоящее время. Принятый жилищный фонд от ведомственных организаций, приватизация жилья населением, развитие индивидуального жилищного строительства, акционирование предприятий и организаций, существенно повлияли на структуру жилищного фонда к пределах республики. В период с 2000 года по 2003 год на 10 процентов увеличилась доля частного жилищного фонда, существенно снизилась доля государственного и коллективного жилищного фонда, доля муниципального жилья возросла на 7 процентов.
Основными собственниками жилищного фонда в настоящее время являются муниципальные образования, в распоряжении которых находится 7,13 млн. кв. метров площади жилья, или 47 процентов.
В то же время благоустроенность жилищного фонда за эти годы практически не изменилась, так как новое строительство велось в небольших объемах.
Оборудование жилищного фонда Республики Карелия, поданным статистики, характеризуется следующими данными:
Жилищный фонд, оборудованный | Удельный вес от всего жилищного фонда, процент |
водопроводом | 68,6 |
канализацией | 67,2 |
центральным отоплением | 67,1 |
горячим водоснабжением | 57,6 |
наннами (душем) | 62,5 |
газом | 51,9 |
электроплитами напольными | 36,3 |
Одновременно процесс передачи жилья, находящегося в ведении ведомственных организаций, расположенных в основном на окраинах населенных пунктов привел к тому, что в Республике Карелия тепловодокоммуникации имеют большую разбросанность и протяженность:
- водопроводные сети в общей сложности составляют 1234 километра;
- канализационные сети - 825,5 километра;
- тепловые сети - 1064,2 километра.
Кроме того, следствием приватизации предприятий и организаций и освобождения промышленных предприятий от функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства стало наличие в жилищно-коммунальном комплексе республики 420 муниципальных котельных с различным оборудованием, значительной степенью износа (но данным обследований - более 60 процентов), использующих практически все возможные виды топлива.
Поданным бухгалтерского отчета процент износа основных производственных фондов составляет: тепловых сетей - 60 - 80 процентов, водопроводных сетей - 60 - 70 процентов, электрических сетей - 60 - 80 процентов, канализационных сетей - 50 - 60 Процентов. Потери тепловой энергии с утечками сетевой воды в результате отсутствия эффективной изоляции достигают 50 процентов, потери холодной воды - 28 процентов, электрической энергии - 14 процентов.
Несмотря на разнородность услуг, все они имеют единые признаки:
- использование в технологическом процессе сложной инженерной инфраструктуры;
- строгая последовательность всех стадий технологического процесса;
- невозможность потребителя отказаться отданного вида услуг на длительное время;
- невозможность компенсации предоставляемых не в полном объеме услуг в один период за счет их более полного использования в другой период.
На территории Республики Карелия коммунальные услуги потребителям оказывают 122 муниципальных предприятия, в том числе 93 - многоотраслевых предприятий ЖКХ, 5 - специализированных муниципальных теплоснабжающих предприятий, 18 - предприятий-перепродавцов электрической энергии, 6 - предприятий водоснабжения и водоотведения.
С увеличением объемов обслуживания объектов ЖКХ существующие темпы строительства и капитального ремонта в республике не обеспечивают прямого воспроизводства жилищного фонда и коммунальных объектов, объем капитального ремонта жилых домов из-за отсутствия в местных бюджетах средств сократился в период с 1995 по 2003 годы в 3 раза. В связи с этим увеличилась площадь ветхого и аварийного жилья, а также количество аварий на инженерных сетях и котельных. С 2000 года прирост ветхого жилья составил 634 тыс. кв. метров, или 21 процент, аварийного - 23 тыс. кв. метров.
Изношенность коммуникаций, усиление риска разрушения конструкций жилых домов по причине их ветхости оказали существенное влияние на потенциальную возможность оказания качественных и достаточных жилищно-коммунальных услуг, резко снизили условия комфортного проживания, то есть возникла объективная необходимость начать переоснащение коммуникационных сетей, осуществлять реконструкцию и модернизацию существующего жилищного фонда, замену котельного оборудования, переход на более экономные виды топлива.
Общий объем предоставленных предприятиями ЖКХ услуг за 2003 год составил 3759,5 млн. рублей, что на 29 процентов выше показателя за 2002 год. Постоянный рост объемов производства в стоимостном выражении связан с увеличением цен и тарифов на услуги ЖКХ как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного и неэффективного оборудования.
Доходы предприятий ЖКХ республики составили 3753,8 млн. рублей, что на 54 процента выше данного показателя за 2002 год.
Убытки от финансово-хозяйственной деятельности предприятий за 2003 год со- ставили 220,8 млн. рублей против 178,1 млн. рублей за 2002 год.
Одной из важнейших проблем сектора остается кредиторская задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ. В течение ряда лет неплатежи предусматривались уже на стадии формирования бюджета, когда потребности в текущем финансировании и погашение кредиторской задолженности прошлых лет учитывались не полностью.
Величина дебиторской задолженности по сравнению с началом года увеличилась на 44 процента и по состоянию на 1 января 2004 года достигла 1863 млн. рублей, в основном за счет прироста задолженности местного бюджета, поскольку органы местного самоуправления не имеют возможности принимать бездефицитные бюджеты, что не позволяет обеспечить стопроцентное финансирование.
Анализ платежей потребителей показывает, что основная сумма задолженности - это долги прошлых лет. Собираемость текущих платежей за 2003 год, как и в предыдущем году, составляет 91 процент, в том числе с населения - 91 процент, с учреждений, финансируемых из федерального бюджета, - 108 процентов, республиканского бюджета - 98 процентов, местного бюджета - 84 процента.
На 1 января 2004 года кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 1,6 раза и составила 2950,5 млн. рублей, т. е. увеличилась по сравнению с началом года на 26 процентов.
В общей сумме кредиторской задолженности предприятий ЖКХ наибольший удельный вес составляют платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также расчеты с предприятиями топливно-энергетического комплекса. Существование кредиторской задолженности резко искажает систему экономических стимулов в отрасли и тормозит проведение преобразований в ЖКХ.
Более 20 процентов расходов предприятий ЖКХ Республики Карелия осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, направляемых на покрытие убытков и разницы в ценах, на капитальный ремонт жилищного фонда, благоустройство территорий, капитальные вложения, субсидии и льготы населению.