Лесным законодательством Российской Федерации арендные отношения в лесном секторе определяются как основополагающие. Оформление долговременных арендных отношений позволяет лесопользователям получить возможность перспективного планирования, своевременного проведения подготовительных работ, добиваться снижения себестоимости продукции и оздоровления финансово-экономических показателей.
От того, кому будет передан лесной фонд, будет зависеть эффективность лесопользования и всего ЛПК. Предприятию, располагающему производственными мощностями для освоения лесного фонда, необходимо ежегодно строить лесные дороги. В связи с этим возрастают затраты на производство конечной продукции, что отрицательно отражается на себестоимости и конкурентоспособности лесной продукции на внешнем и внутреннем рынках. Передача участков лесного фонда в аренду должна способствовать реализации долгосрочной программы наполнения бюджета Республики Карелия. Необходимо предусмотреть рациональное соотношение площадей участков, передаваемых в аренду на открытых и закрытых конкурсах.
Передача лесного фонда в аренду в долгосрочное пользование - реальный путь привлечения инвестиций в лесной комплекс, повышения ликвидности акций лесозаготовительных предприятий. Она необходима для заинтересованности лесопользователей в надежной многолетней лесосырьевой базе, в полном цикле работ, включая развитие дорожной сети, защиту леса от пожара, проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий под контролем и с соблюдением экологических нормативов.
Чтобы исключить риски потерь бюджетов всех уровней и нанесения ущерба лесу при передаче участков лесного фонда в долгосрочную аренду, а также усиления влияния государства в лесопромышленном комплексе, провести работу с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия по включению в договоры аренды участков лесного фонда условий конкурсов, а также иных условий, невыполнение которых будет признаваться договором основанием к его расторжению.
Процесс участия Республики Карелия, как субъекта Российской Федерации, в передаче участков лесного фонда в аренду по конкурсу определен лесным законодательством и включает в себя: утверждение состава конкурсной комиссии, выставление участков лесного фонда на конкурс, участие в разработке условий конкурсной аренды. Претенденты на аренду участков лесного фонда по конкурсу должны доказать свою способность быть эффективными лесопользователями путем достижения необходимого для общества наиболее высокого уровня бюджетного, экономического и социального эффекта от своей деятельности при неистощительном, рациональном и экологически безопасном освоении лесных ресурсов. При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование Правительство РК руководствуется следующими критериями:
- реализация перспективных бизнес-планов или коммерческих проектов, направленных на углубленную переработку древесины и получивших положительное заключение Государственного комитета Республики Карелия по лесному и горнопромышленному комплексу;
- устойчивая платежеспособность (в течение последних 3 лет) претендентов на участки лесного фонда, отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, лесхозами;
- осуществление пользования лесом производится в соответствии с нормативными документами лесного хозяйства и обеспечивает сохранение экологического равновесия;
- обеспечение в процессе освоения арендатором лесного фонда неистощительного, рационального и равномерного использования участков лесного фонда;
- обеспечение арендатором на переданных в аренду участках лесного фонда проведения всего комплекса подготовительных и лесохозяйственных работ, включая качественное лесовосстановление (в соответствии с заключаемым дополнительным соглашением между арендатором и арендодателем), регулярные ремонт и содержание, а также ежегодное строительство лесовозных (лесных) дорог;
- обеспечение арендатором обязательного выполнения дополнительных условий передачи участков лесного фонда в аренду по конкурсу, внесенных в протокол о его результатах;
- представление арендатором в установленном порядке уполномоченным Правительством Республики Карелия органам информации для контроля и оценки деятельности по осуществлению лесопользования и по выполнению условий передачи участков лесного фонда в аренду;
- обеспечение арендатором приоритетного привлечения производственных мощностей и трудовых ресурсов лесозаготовительных предприятий, расположенных на территории арендуемого участка лесного фонда;
- максимально полная переработка круглых лесоматериалов на собственных мощностях и (или) их поставка на внутренний рынок перерабатывающим предприятиям;
- активное участие арендатора в социально-экономическом развитии территорий, на которых осуществляется лесопользование, в том числе в обеспечении дровами населения и бюджетных учреждений.