ПРОБЛЕМЫ ЛПК РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛПК
В Республике Карелия недостаточен уровень экономической отдачи от деятельности лесопромышленных предприятий, необходимый для наполнения бюджета Республики Карелия и для стабилизации работы и развития этих предприятий. Слабо увязаны экономические, социальные и экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей, населения районов Карелии и республики в целом. Не решена проблема перевода сырьевых потоков с зарубежного на внутренний рынок с целью углубления переработки древесного сырья в Карелии. Не обоснованы оптимальный баланс производства и потребления лесоматериалов в регионе, дифференциация платежей за пользование лесными ресурсами, являющимися рычагами управления развитием ЛПК.
Необходимо полнее осваивать лесной фонд республики и обеспечивать заготовляемым сырьем лесоперерабатывающие предприятия. Недоосвоение расчетной лесосеки сокращает объемы переработки древесины и соответствующие платежи в бюджет. В числе острых проблем управления лесопользованием - несовершенство лесного законодательства. Значительная часть лесного фонда экономически недоступна (деконцентрация насаждений, низкие запас древесины и выход деловой древесины с 1 га, сложные природно-производственные условия). Продолжаются нарушения лесохозяйственных требований и лесные пожары. Необходима интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования. Неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог, необходимых для жизнеобеспечения и развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов.
В числе острых проблем ЛПК: слабо осваивается ресурс промежуточного пользования; износ основных фондов предприятий подошел к критической грани; расчетная лесосека снижается; значительная часть лесного фонда - перестойные насаждения, поврежденные стволовыми гнилями, имеющие низкую товарность; выход деловой древесины в ряде лесосек по хвойным породам не более 60 %, по лиственным - значительно ниже; в лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы; на долю летнего лесфонда в среднем приходится 40 % от общего объема (по некоторым районам - 20 %); не решена ситуация с эффективным использованием низкосортной и лиственной древесины.
Для решения сформулированных проблем необходимо определение государственной политики и стратегии в области управления и развития ЛПК, которые должны: базироваться на обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов; предусматривать рациональную схему управления лесными ресурсами; обеспечить баланс интересов между максимальными темпами развития и получением доходов собственниками предприятий, обеспечением устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения и ростом реальных доходов населения; обеспечить поэтапное установление рыночного баланса цен в условиях изначально противоречивых интересов органов управления, собственников-лесопользователей, лесопереработчиков, транспортных и сбытовых структур, кредитных организаций, их работников и населения республики в целом.
Задача Правительства РК - сбалансировать противоречивые интересы различных ведомств и лесопромышленных структур, обеспечив на этой основе развитие экономики республики и ее районов, неистощительное многоцелевое использование лесов и их воспроизводство.
Поскольку предприятия ЛПК строят свой бизнес на основе природного ресурса (лесного фонда), государство, в лице Правительства РК, будет стремиться осуществлять государственное регулирование этого сегмента рынка с целью повышения доходов консолидированного бюджета Республики Карелия за счет лесных податей, арендной платы и увеличения добавленной стоимости продукции, производимой на территории республики.
Цель разработки - обоснование формирования региональной политики и стратегического плана в области развития лесопромышленного комплекса, обеспечивающих поступательное развитие экономики республики и на этой основе исключающих возникновение региональных рисков.
Осуществляя государственную лесную политику и стратегию, Правительство РК ставит своими задачами:
- влиять на проведение экономических реформ, предотвращая возникновение региональных рисков и социальных взрывов;
- эффективно использовать механизмы управления ЛПК, обеспечить скоординированную политику крупных предприятий ЛПК, разрабатывать и реализовывать
- программы развития отраслей, осуществлять доверительное управление пакетами акций предприятий ЛПК, находящихся в собственности республики, через управляющую компанию; допускать к лесопользованию только предприятия с положительным балансом и деловым авторитетом;
- реализовать стратегию, основанную на программно-целевом подходе, рациональной схеме лесопользования и обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов.
Стратегические этапы и мероприятия на 2004-2010 годы предусматривают:
1 этап. Разработка принципов политики и стратегии Правительства РК в области управления и развития ЛПК на 2004-2010 годы и реализация тех из них, правильность которых не вызывает сомнений у государства, профессионалов и общества (2004 год);
2 этап. Формирование научно-методической базы для прогноза и разработки стратегического плана развития ЛПК (2003-2005 годы);
3 этап. Анализ результатов реализации первоочередных мер (2004-2005 годы);
4 этап. Разработка стратегического плана развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия на 2006-2010 годы (2005 год);
5 этап. Реализация стратегического плана развития лесопромышленного комплекса Республики Карелия (2006-2010 годы). Создание актуализируемой базы данных:
- о лесном фонде в Республике Карелия (включая геоинформационную систему "Леса Карелии"), о сортиментносортной структуре древостоя (предмет труда), включая данные о количестве деловой древесины, вторичных ресурсах, объемах и резервах для увеличения съема древесины с 1 га в разрезе лесхозов и районов, о выполнении арендных договоров, о бюджетной эффективности, включая налоговую нагрузку, о дорожной сети и движении грузов и др.;
- о кадрах ЛПК (структура, система подготовки, переподготовки, сценарии высвобождения кадров в результате роста производительности труда кадров и их трудоустройства в соответствующие секторы экономики;
- о технологии и технике ЛПК (стратегические партнеры по приобретению конкурентоспособного оборудования с решением вопросов по частичному сбыту продукции в счет оплаты оборудования; период возможного начала импортозамещения с сохранением конкурентоспособности и т.п.).
При реализации стратегического плана предлагается создание: конкурентоспособного промышленного капитала на территории Республики Карелия, торгово-транспортного комплекса и промышленно-финансового комплексов.
Управление лесными ресурсами предусматривает базирование на государственной политике и стратегии, увязанными с решениями экономической, социальной и экологической задач. Основными критериями эффективности в данном подходе являются рациональность, комплексность использования ресурсов, экологическая, бюджетная эффективность и добавленная стоимость.
Совершенствование управления ЛПК на принципах обоснованного распределения лесного фонда между лесопользователями должно быть осуществлено путем государственного регулирования с учетом интересов республики.
Правительство РК совместно с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия (по согласованию) принимают меры для:
- устойчивого управления лесами, рационального лесопользования и воспроизводства лесных ресурсов, вовлечения лесного фонда в экономический оборот;
- соблюдения принципов экономической безопасности, учета баланса интересов всех участников рынка, не допускать монопольного владения лесами;
- финансирования расходов на охрану и воспроизводство лесных ресурсов;