Лесным законодательством Российской Федерации арендные отношения в лесном секторе определяются как основополагающие. Их оформление позволяет лесопользователям получить возможность перспективного планирования, своевременного проведения подготовительных работ, добиваться снижения себестоимости продукции и оздоровления финансово-экономических показателей. От того кому будет передан лесной фонд будет зависеть эффективность лесопользования и всего ЛПК. Лесозаготовительному предприятию, располагающему производственными мощностями для освоения лесного фонда, необходимо ежегодно строить лесные дороги. В связи с этим возрастают затраты на производство конечной продукции, что отрицательно отражается на себестоимости и конкурентоспособности лесной продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Необходимо предусмотреть рациональное соотношение участков лесного фонда, передаваемых в аренду на открытых и закрытых конкурсах.
Передача лесного фонда в аренду в долгосрочное пользование - реальный путь привлечения инвестиций в лесной комплекс, повышения ликвидности акций лесозаготовительных предприятий. Она необходима для заинтересованности лесопользователей в надежной многолетней лесосырьевой базе, в полном цикле работ, включая развитие дорожной сети, защиту леса от пожара, проведение необходимых лесохозяйственных мероприятий под контролем и с соблюдением экологических нормативов.
Чтобы исключить риски потерь бюджетов всех уровней и нанесения ущерба лесу при ошибках в передаче участков лесного фонда в долгосрочную аренду, а также усилить влияние государства в лесопромышленном комплексе необходимо разработать критерии выставления участков лесного фонда на конкурс и предложения по установлению условий расторжения договоров аренды в одностороннем порядке по инициативе арендодателя (при невыполнении условий договора, в определенных случаях и при смене собственника арендатора).
Опасен сценарий передачи лесного фонда только "традиционным" лесопользователям, в том числе находящимся на грани банкротства без возможности выхода из кризисного состояния.
Для нынешнего состояния экономики весьма опасен сценарий, по которому весь лес региона может быть передан в аренду только управляющим (холдинговым) компаниям. При этом возможен их переход на работу со сторонними подрядчиками, а не с лесозаготовительными предприятиями Республики Карелия.
4. Мероприятия:
4.1. Разработка критериев выставления участков лесного фонда на конкурс, планов проведения заседаний Комиссии по рассмотрению вопросов лесопользования в Республике Карелия, рекомендаций для Комиссии по проведению лесных конкурсов в Республике Карелия по оценке документов претендентов на аренду.
Срок выполнения - до 1 июля 2003 года.
Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, с участием Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия.
Результаты - утвержденный график выставления участков лесного фонда на конкурс.
4.2. Классифицировать претендентов на пользование участками лесного фонда на группы по результатам работы за последние три года на основе следующих характеристик:
А - крупные и средние стабильно работающие лесозаготовительные предприятия, производственные мощности которых должны быть удовлетворены полностью (имеющийся в аренде лесной фонд), с выделением леса на длительный срок в аренду на закрытом конкурсе;
Б - ЛХК "Кареллеспром" с государственным влиянием через пакет акций и совет директоров компании может иметь право на получение лесного фонда в аренду на закрытом конкурсе, представив бизнес-планы эффективного использования выделенного лесного фонда и вывода из кризиса предприятий;
В - целлюлозно-бумажным комбинатам целесообразно выделить в долгосрочную целевую аренду площади с годовым объемом заготовки до 300 тыс. м3 с целью создания в республике целевых лесных хозяйств, обеспечивающих увеличение съема древесины с 1 га и выхода товарной продукции из нее (предложение Росгипролесхоза) и распространения этого опыта в республике;
Г - краткосрочное пользование для решения социальных задач на республиканском и муниципальном уровнях (по решению Правительства Республики Карелия), аукционы;
Д - все остальные участники лесных правоотношений (включая участников групп А, Б, В, Г, претендующих на объемы, превышающие выделенные им по классификационным признакам) право аренды могут получать только на открытых лесных конкурсах или аукционах.
Срок выполнения - до 1 августа 2003 года.
Исполнители - Министерство лесного комплекса, природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерство экономического развития Республики Карелия, Министерство государственной собственности Республики Карелия, с участием Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, Комиссии по рассмотрению вопросов лесопользования в Республике Карелия.
Результаты - классификация претендентов на конкурсную аренду участков лесного фонда.
4.3. С учетом состояния экономики и развития рыночных отношений признать целесообразным в целом по республике следующее распределение долей объемов лесного фонда между участниками лесных правоотношений:
- на открытый конкурс (аукцион) с участием группы Д - до 42 процентов;
- на закрытый конкурс с участием группы А - до 20 процентов;
- на закрытый конкурс с участием группы Б - до 20 процентов;
- на закрытый конкурс с участием группы В - до 12 процентов;
- с участием группы Г (по решению Правительства Республики Каре-лия) - до 3 процентов;
- на аукционы - до 3 процентов.
4.4. В рамках подготовки к организации конкурсов и обеспечения прозрачности их проведения для лесопользователей определить дислокацию участков лесного фонда, планируемых к передаче в аренду по результатам лесных конкурсов.
Срок выполнения - до 1 июля 2003 года.