Ситуация в лесопромышленном комплексе (далее - ЛПК), являющемся основой экономики Республики Карелия, сложнейшая. ЛПК представляет собой совокупность расположенных на территории республики предприятий лесозаготовительной, целлюлозно-бумажной, лесопильно-деревообрабатывающей и мебельной промышленности в их взаимосвязи и взаимодействии.
Удельный вес ЛПК в общем объеме промышленного производства республики - более половины, однако его роль в формировании консолидированного бюджета Республики Карелия неуклонно сокращается - с 30 процентов в 1999 году до 13 процентов в 2002 году.
Ухудшается финансовое состояние лесопромышленных предприятий, недоперечисляются средства в бюджеты всех уровней. Это, в свою очередь, резко осложняет финансовое и социальное состояние Республики Карелия, ее районов и поселков. Свою роль здесь играет и политика, направленная на экспорт леса из Карелии, с низкой долей добавленной стоимости.
Поскольку лесозаготовительные предприятия строят свой бизнес на основе природного ресурса (лесного фонда), государство в лице Правительства Республики Карелия может и должно осуществлять государственное регулирование этого сегмента рынка с целью повышения доходов консолидированного бюджета Республики Карелия за счет лесных податей, арендной платы и увеличения добавленной стоимости, производимой на территории республики, за счет углубления переработки древесного сырья.
Выход из кризиса и развитие ЛПК необходимы для формирования доходной части бюджета Республики Карелии, создания новых производств, вовлечения в промышленную сферу и инфраструктуру кадров различного уровня, выхода на зарубежный рынок и привлечения инвестиций в условиях присоединения к Всемирной торговой организации.
Проблема обеспечения экономически эффективного и экологически безопасного освоения сырьевого, финансового потенциала лесных ресурсов для Карелии входит в число приоритетных.
Одна из важнейших причин сложившейся ситуации заключается в том, что лесопромышленные предприятия функционируют без достаточно обоснованной государственной стратегии управления лесными ресурсами - базиса российской и региональной лесной политики. Государство слабо использует действенные механизмы управления лесными ресурсами, в том числе и возможности лесопромышленной холдинговой компании "Кареллеспром" - структуры с государственным пакетом акций.
Изменить ситуацию можно приняв и реализовав государственную стратегию республиканской лесопромышленной политики, обеспечивающую поступательное развитие экономики республики.
Стратегия должна:
- предусматривать рациональную схему управления лесными ресурсами;
- базироваться на обоснованном региональном балансе производства и потребления лесоматериалов в республике;
- учитывать противоречивые интересы Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, лесопользователей и лесопереработчиков:
органов управления лесами - обеспечить экологически безопасное освоение и последующее восстановление лесных ресурсов,
лесопользователей - заготовить древесину с минимальными затратами и реализовать по максимальной цене,
лесопереработчиков - переработать эту древесину с минимальными затратами, а следовательно и приобрести ее по минимальной цене, обеспечив себя стабильными объемами древесного сырья.
Задача Правительства Республики Карелия - сбалансировать противоречивые интересы различных ведомств, лесопромышленных структур и населения, обеспечив на этой основе развитие экономики республики и ее районов, неистощительное многоцелевое использование лесов и их воспроизводство.
Для решения этой задачи предлагается Программа действий Правительства Республики Карелия по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом на 2003-2004 годы, основанная на анализе республиканских проблем и влиянии внешних факторов на процесс управления лесопромышленным комплексом и том, что основной метод государственного управления на данном этапе развития рыночных отношений в ЛПК - управление лесными ресурсами.