ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Следует повысить экономическую отдачу от деятельности лесопромышленных предприятий, необходимую для стабилизации работы и развития этих предприятий, увязать экономические, социальные и экологические цели лесохозяйственников, лесопользователей и населения всех лесопромышленных районов Карелии и республики в целом.
Не решена проблема безболезненного перевода сырьевых потоков с зарубежного на внутренний рынок с целью обеспечения углубленной переработки древесного сырья в Карелии.
Научно не обоснован региональный баланс производства и потребления лесоматериалов, не обоснованы величины и дифференциация платежей за пользование лесными ресурсами - важнейшие рычаги управления лесами.
Заготавливаемых сырьевых ресурсов недостаточно для обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий республики. Необходимо увеличение освоения расчетной лесосеки лесного фонда республики.
Недоосвоение расчетной лесосеки ведет к сокращению платежей в бюджет, сокращению объемов лесопиления, производства бумаги и так далее.
В числе острых проблем управления лесным фондом Карелии - несовершенство лесного законодательства.
Продолжаются нарушения лесохозяйственных требований, пожары, необходима интенсификация лесопользования в лесах, исключенных из расчета главного пользования.
Неудовлетворительно развивается сеть лесных (лесовозных) дорог, необходимых как для экономики, так и для жизнеобеспечения лесных поселков, развития инфраструктуры лесных поселков и повышения экономической доступности лесов. Краткосрочное лесопользование не стимулирует развитие инфраструктуры и строительство дорог.
В числе острых проблем:
низкая экономическая доступность лесного фонда (деконцентрация, низкий запас на гектаре, низкий выход деловой древесины, сложные природно-производственные условия, низкое качество лесного фонда, заготавливаемого в летний период);
износ основных фондов лесозаготовительных предприятий подошел к критической грани;
расчетная лесосека имеет тенденцию к снижению и находится под необоснованно пристальным вниманием сторонников "Гринпис";
значительная часть лесного фонда - перестойные насаждения, поврежденные стволовыми гнилями и имеющие низкую товарность; выход деловой древесины на ряде лесосек по хвойным породам не более 60 процентов, по лиственным - значительно ниже;
в лесозаготовительной отрасли низок уровень заработной платы;
имеются сложности при переводе лесных земель в нелесные (в том числе под карьеры для строительства лесовозных дорог);
не решен вопрос с использованием низкосортной древесины и древесины осины.
Для решения сформулированных проблем необходимо ускорить совершенствование системы управления лесопромышленным комплексом Республики Карелия, разработать и реализовать региональную стратегию лесопользования, решить проблему обоснованной передачи лесного фонда в аренду.
Для этого сформулированы концептуальные подходы к решению задачи совершенствования управления лесопромышленным комплексом, основанные на анализе проблем ЛПК и с учетом того, что передача участков леса в аренду в разрезе районов республики и лесопользователей должна определяться:
стратегией управления лесным комплексом, правами собственности на землю и выделяемые в аренду участки лесного фонда;
формами передачи участков лесного фонда лесопользователям, государственной стратегией в области комплексного использования древесины;
установленным сроком передачи участков лесного фонда в пользование;
характеристиками лесопользователей и эффектом, который получит государство (общество) от передачи им лесного фонда.
Цель разработки - обоснование стратегии осуществления взаимосвязанных действий с Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия, обеспечивающих повышение эффективности управления лесами и лесопользования в Республике Карелия, основными критериями которой являются рациональность, комплексность использования ресурсов и бюджетная эффективность.
Принципы разработки:
общие стратегические принципы;
принципы интеграции;
принципы комплексности использования лесных ресурсов;
принципы рациональности передачи участков лесного фонда в аренду;