ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

                          

от 29 августа 2002 года N 207р-П

В целях создания условий для устойчивого развития экономики, дальнейшего роста реальных доходов населения:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики  Карелия  на 2002-2006 годы.

2. Органам исполнительной власти Республики Карелия в срок до 1 января 2003 года представить в Правительство Республики  Карелия  мероприятия по реализации Основных направлений деятельности Правительства Республики  Карелия  по социально-экономическому развитию Республики  Карелия  на 2002-2006 годы.

  Глава
Республики Карелия
     С.Л.Катанандов

     

Одобрены распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 29 августа 2002 года N 207р-П


Основные направления деятельности правительства Республики Карелия
по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002 - 2006 годы  


I. ВВЕДЕНИЕ

Республика Карелия расположена на Северо-Западе Российской Федерации и относится к индустриальным, экспортно-ориентированным субъектам Российской Федерации, обладающим многообразным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с выгодным геополитическим положением.


В целях обеспечения последовательного экономического и социального развития в Республике Карелия впервые был разработан и принят Законодательным Собранием Республики Карелия долгосрочный стратегический документ - Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. (далее - Концепция). В ее разработке приняли активное участие представители деловых кругов, ученые, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, граждане республики.

Позитивные итоги 4 лет (1998-2001 гг.) показывают, что Концепция внесла существенный вклад в объединение усилий конструктивных сил республики, верно определила приоритетные направления в экономической сфере. В этот период развитие республики осуществлялось преимущественно с опорой на собственные силы, поддержкой собственных товаропроизводителей в таких отраслях как лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, горнопромышленный комплекс, промышленных предприятий других отраслей  -  основных налогоплательщиков. Стимулировались инвестиции на обновление производственных фондов, приобретение современных технологий, расширение экспортного потенциала республики. Бюджетные инвестиции направлялись на развитие социальной и производственной инфраструктуры.

 

Проведена реструктуризация крупных социально-значимых предприятий, имеющих значительные суммы задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды. На базе имущества этих предприятий созданы новые акционерные общества, сохранены рабочие места.

Республика Карелия одна из первых среди регионов России оправилась после кризиса августа 1998 года. В результате принятых мер удалось обеспечить рост важнейших  экономических показателей: валового регионального продукта,  объема промышленного производства. Впервые за годы реформирования экономики с 1999 года был достигнут рост инвестиций в основной  капитал. Вырос экспорт, снизился уровень инфляции, сократилась безработица.

Все это позитивно сказалось на динамике налоговых платежей в республиканский и местный бюджеты, во внебюджетные фонды, что позволило решить наиболее острые вопросы, связанные  со своевременной выплатой пенсий, заработной платы работникам бюджетных учреждений, значительно сократить задолженность по заработной плате в отраслях производства и социальной сферы.

К настоящему времени на ситуацию в республике стали оказывать серьезное влияние сформировавшиеся новые политические и социально-экономические факторы, требующие уточнения положений Концепции и приоритетов на среднесрочную перспективу. В Российской Федерации происходит централизация власти, созданы федеральные округа, перераспределяются функции и полномочия между уровнями власти. Приняты новые бюджетный, налоговый, трудовой, административный, административно-процессуальный кодексы. Существенно изменен ряд федеральных законов.

На фоне снижения темпов роста мировой экономики, изменения подходов к реализации экономической политики на федеральном уровне существенно замедлились темпы экономического роста в республике. В сложившихся условиях объективно необходимым становится поиск новых стимулов и резервов для обеспечения устойчивого роста. Однако, механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно. Для его формирования требуется целенаправленная реализация ряда необходимых предпосылок - социальных, экономических и организационных, часть из которых пока отсутствует.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Заложенные в Основные направления деятельности Правительства Республики  Карелия  по социально-экономическому развитию Республики  Карелия   на 2002-2006 годы (далее - основные направления) темпы роста, должны быть достигнуты на основе структурно - технологической модернизации производства, повышения производительности труда, загрузки простаивающих жизнеспособных мощностей и активизации инвестиционной деятельности.

Модернизация, основанная на высвобождении частной инициативы и концентрация усилий Правительства Республики Карелия (далее - Правительство) в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность - залог устойчивого развития республики в среднесрочной перспективе.

Основным приоритетом данного этапа развития (2002-2006 гг.) является открытый характер функционирования экономики, обеспечивающий равный доступ эффективных собственников к республиканским ресурсам для привлечения инвестиций. При этом процесс обновления основных фондов в республике должен идти на активной инновационной основе. Главной задачей  инновационной политики должна стать модернизация имеющихся производств на основе ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, повышение качества  продукции и развитие конкурентоспособности.

В условиях высокой затратности деятельности на Севере особое значение приобретает мегапроектный подход в решении социально-экономических проблем Карелии. В рамках этого направления могут быть реализованы мегапроекты в сфере энергетики, развития лесного комплекса, трансграничного сотрудничества, развития человеческого капитала, выстраивания мультикультурных коммуникаций и другие. Ключевое значение в успешной реализации мега-проектов будет иметь построение эффективного межрегионального взаимодействия.

Настоящий документ ориентирован не только и не столько на получение фиксированных результатов, задаваемых целевыми параметрами, сколько на создание эффективных механизмов развития различных сфер экономической и социальной жизни.

Именно на решение этих задач нацелен настоящий документ Основные направления деятельности Правительства Республики  Карелия  по социально-экономическому развитию Республики  Карелия   на 2002-2006 годы, который должен дать новый импульс развитию экономики и повышению благосостояния населения республики.

Данный документ служит основой для разработки и корректировки территориальных, целевых и отраслевых программ, для совершенствования законодательной базы, для планирования развития конкретных предприятий, финансовых и бизнес - структур.

Семья, безопасность, достаток в доме, стабильность, порядок, право на труд в безопасных условиях и охрана труда, достоинство и справедливость - главные жизненные ценности, заложенные в этот вариант развития республики.

Основные направления  закрепляют наиболее принципиальные позиции республиканской власти, описывают способы, пути и этапы достижения планируемых результатов. Они представляют собой инструмент управления ситуацией в целом, форму приведения в систему усилий всех ветвей власти и согласования интересов общества, государства и бизнеса.

Документ носит открытый характер, предполагает возможность его дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия основным целям и задачам Концепции Республики Карелия

Совершенно очевидно, что для успешного решения всех назревших проблем и достижения, намеченных в основных направлениях индикаторов социально-экономического развития, государственные органы власти, местного самоуправления, предприятия и организации республики должны следовать единым "правилам игры", изложенным в настоящем документе.


1. Итоги предыдущего этапа


На каждый год реализации Концепции на основе анализа социально-экономического положения республики определялись приоритеты деятельности Правительства Республики Карелия.

На 1999 год были определены следующие приоритетные направления:


- подъем лесопромышленного комплекса;


- стимулирование развития сельского хозяйства республики;


- наведение порядка в обороте алкогольной продукции на территории Республики Карелия;


- погашение задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, организация своевременной выплаты пенсий, снижение долгов по детским пособиям и пособиям по безработице.

В 2000 году на основе результатов мониторинга реализации Концепции приоритет в деятельности Правительства Республики Карелия был отдан социальным факторам развития:


- содействие увеличению занятости населения и снижение безработицы;


- повышение благосостояния населения посредством реализации решений Правительства Российской Федерации об индексации   заработной платы и пенсий, обеспечение дальнейшего сокращения задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;


- повышение профессиональной квалификации занятых в управлении и реальном секторе экономики.

В 2001 году основными целями деятельности Правительства Республики Карелия являлись:


- обеспечение положительной динамики инвестиций в части расширения и обновления производства, выпуска конкурентоспособной продукции;

- создание условий для роста доходов населения.



Рис.1. Сравнительная динамика ВВП (валового внутреннего продукта) России и ВРП (валового регионального продукта) Карелии.

Данные цели достигнуты. За четыре года Правительство Республики Карелия в ходе реализации программы "Сделай шаг" (1998-2001 гг.) добилось остановки падения и роста объемов производства, и как результат, некоторого улучшения качества жизни, опираясь в основном на собственные силы и внутренние ресурсы.

Десятилетний период (1991-2001 гг.) показал, что темпы падения объёмов производства в Карелии были значительнее, чем в целом по России, особенно в период с 1994 по 1998 годы (почти в 2 раза). Ситуация принципиально изменилась на следующем этапе: по темпам развития за период с 1998 по 2001 годы Карелия опережает показатели по России уже на треть.

Новое Правительство республики с лета 1998 года начало работу с наведения порядка в экономике, с жесткого спроса с руководителей и собственников предприятий за эффективность труда, своевременную уплату налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

Стали применяться механизмы государственного регулирования экономики. В ходе первого этапа реализации Концепции (1999-2002 гг. - мобилизационный этап) были разработаны, приняты и реализуются более 20 комплексных и целевых программ по приоритетным направлениям развития республики.

Доступ к лесным и природным ресурсам республики смогли получить только те предприятия, которые не имели задолженности перед бюджетом, руководители и собственники которых не имели проблем с законом. Наводился порядок в обороте алкогольной продукции.

Целенаправленно осуществлялись поддержка промышленных предприятий разных отраслей - основных налогоплательщиков, стимулировались инвестиции на обновление производственных фондов, приобретение современных технологий, расширение экспортного потенциала республики.

Последовательно осуществлялись бюджетные инвестиции на развитие социальной и производственной инфраструктуры.

На крупных социально значимых предприятиях через процедуры банкротства осуществлялась замена неэффективных собственников. Всего в рамках внешнего управления была проведена реструктуризация 26 предприятий. Удалось сохранить более 15 тыс.рабочих мест и обеспечить устойчивую работу предприятий, снять социальное напряжение во многих районах республики.

В результате принятых мер удалось обеспечить с 1999 года рост важнейших экономических и социальных показателей (рис. 2).

Валовой региональный продукт республики на душу населения за 2000 год экспертами Минэкономразвития России и Госкомстата России оценивается в 33,8 тысячи рублей (в 1998 г.-14,7 тыс. руб.)


Рис. 2 Динамика основных показателей, характеризующих экономическое развитие Республики Карелия в 1991-2001 гг.  

В промышленности с 1999 года происходит наращивание физических объемов производства. Индекс физического объема составил в 1999 году - 121,6 % (Россия - 108,1 %); в 2000 году - 108,1 % (Россия - 109,0 %); в 2001 году - 103,2 %. В целом к 1998 г. индекс физического объема промышленной продукции составил в Республике Карелия 136 % (Россия - 127 %).

В структуре промышленного производства республики (рис.3) основная доля приходится на лесопромышленный комплекс 50,4 %, на долю черной металлургии - 13,4 %, пищевой промышленности - 11,1 %, электроэнергетики - 9,6 %, машиностроения и металлообработки - 5,4 %, промышленности строительных материалов - 2,8 %.

     
     Рис. 3. Структура промышленного производства по Республике Карелия по итогам 2001 года

Наиболее высокие темпы роста за прошедшие 4 года достигнуты: в лесопромышленном комплексе (147 % к уровню 1998 года) (далее - ЛПК), в том числе - в деревообрабатывающей (213 %), целлюлозно-бумажной (143 %), лесозаготовительной промышленности (130 %), легкой промышленности (170,7 %), промышленности строительных материалов (215 %), в цветной металлургии (124,8 %).

Лесной комплекс Карелии - это больше половины экономического потенциала и занятых в  промышленности республики и 15 % налоговых поступлений.

В Карелии сосредоточено 910 млн.куб.м общего запаса древесины; на долю спелых и перестойных насаждений приходится 47 % (425 млн.куб.м) от общего запаса. В составе насаждений преобладают наиболее ценные в качественном отношении хвойные породы - 89,2 % от объема спелых и перестойных насаждений.

В республике постоянно уделяется внимание увеличению освоения лесных ресурсов. Карелия занимает одно из первых мест в России по освоению расчетной лесосеки (многие регионы обладают гораздо большим лесосечным фондом, но используют его в среднем на 18-20 %, у нас же в 2001 году освоено 75 % расчетной лесосеки). При этом политика Правительства направлена на сокращение вывоза круглых лесоматериалов и опережающее развитие отраслей, обеспечивающих более глубокую переработку древесины.

В 2001 году  заготовка и вывозка леса увеличилась к уровню 1998 года более чем на  26 %, производство деловой древесины - на 42 %, пиломатериалов - на 51 %, фанеры - в 17 раз, целлюлозы - более чем в 2 раза, бумаги - на 49 %, в том числе газетной бумаги - на 30 %.        

Более 70 % произведенных пиломатериалов, целлюлозы и бумаги в республике поставляется на экспорт.

Продукция ЛПК республики занимает значительное место и на Северо-Западе. На долю Карелии приходится 34.8% производства бумаги, в т.ч. более трети газетной бумаги и бумаги массой 45 г/кв.м. Доля производства других видов продукции в общем объеме производства Северо-Запада составляет: деловая древесина - 16.6%, пиломатериалы - 14.8%, фанера - 3.3%.

Территория республики составляет 1 % территории Российской Федерации с долей численности населения 0,5 % от населения России, однако по ряду позиций занимает существенное место в экономике России. На долю  республики приходится 23,6% объемов российского производства железорудных окатышей, 20,5 % бумаги, 3,4 % целлюлозы товарной, 50 % бумажных мешков, 4,6 % тракторов, 6 % вывозки древесины, 4 % пиломатериалов (табл.1).


Производство важнейших видов продукции за 2001 год
                                                                                                                                                 Таблица 1

Виды продукции

Единица измерения

Российская
Федерация

Республика
Карелия

Доля Республики Карелия  в Российской Федерации, %

Мешки бумажные.

млн.шт.

394

195

49,5

Бумага

тыс.тонн

3415

700

20,5

в т.ч. газетная

тыс.тонн

1732

533,4

30,8

Окатыши железорудные

млн.тонн

27,9

6,6

23,6

Трактора для лесозаготовок

тыс.штук

1,65

0,65

39,8

Вывозка древесины

млн.куб.м

87,2

5,5

6,3

Пиломатериалы

млн.куб.м

17,3

0,7

4,0

Целлюлоза товарная

тыс.тонн

2136

73,3

3,4

Фанера клееная

тыс.куб.м

1590

20,6

1,3

Картон

тыс.тонн

2180

82,8

3,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»