ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 августа 2002 года N 207р-П
В целях создания условий для устойчивого развития экономики, дальнейшего роста реальных доходов населения:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы.
2. Органам исполнительной власти Республики Карелия в срок до 1 января 2003 года представить в Правительство Республики Карелия мероприятия по реализации Основных направлений деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы.
Глава
Республики Карелия
С.Л.Катанандов
Одобрены распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 29 августа 2002 года N 207р-П
Основные направления деятельности правительства Республики Карелия
по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002 - 2006 годы
I. ВВЕДЕНИЕ
Республика Карелия расположена на Северо-Западе Российской Федерации и относится к индустриальным, экспортно-ориентированным субъектам Российской Федерации, обладающим многообразным природно-ресурсным потенциалом, сочетающимся с выгодным геополитическим положением.
В целях обеспечения последовательного экономического и социального развития в Республике Карелия впервые был разработан и принят Законодательным Собранием Республики Карелия долгосрочный стратегический документ - Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. (далее - Концепция). В ее разработке приняли активное участие представители деловых кругов, ученые, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, представители органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, граждане республики.
Позитивные итоги 4 лет (1998-2001 гг.) показывают, что Концепция внесла существенный вклад в объединение усилий конструктивных сил республики, верно определила приоритетные направления в экономической сфере. В этот период развитие республики осуществлялось преимущественно с опорой на собственные силы, поддержкой собственных товаропроизводителей в таких отраслях как лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, горнопромышленный комплекс, промышленных предприятий других отраслей - основных налогоплательщиков. Стимулировались инвестиции на обновление производственных фондов, приобретение современных технологий, расширение экспортного потенциала республики. Бюджетные инвестиции направлялись на развитие социальной и производственной инфраструктуры.
Проведена реструктуризация крупных социально-значимых предприятий, имеющих значительные суммы задолженности в бюджеты и внебюджетные фонды. На базе имущества этих предприятий созданы новые акционерные общества, сохранены рабочие места.
Республика Карелия одна из первых среди регионов России оправилась после кризиса августа 1998 года. В результате принятых мер удалось обеспечить рост важнейших экономических показателей: валового регионального продукта, объема промышленного производства. Впервые за годы реформирования экономики с 1999 года был достигнут рост инвестиций в основной капитал. Вырос экспорт, снизился уровень инфляции, сократилась безработица.
Все это позитивно сказалось на динамике налоговых платежей в республиканский и местный бюджеты, во внебюджетные фонды, что позволило решить наиболее острые вопросы, связанные со своевременной выплатой пенсий, заработной платы работникам бюджетных учреждений, значительно сократить задолженность по заработной плате в отраслях производства и социальной сферы.
К настоящему времени на ситуацию в республике стали оказывать серьезное влияние сформировавшиеся новые политические и социально-экономические факторы, требующие уточнения положений Концепции и приоритетов на среднесрочную перспективу. В Российской Федерации происходит централизация власти, созданы федеральные округа, перераспределяются функции и полномочия между уровнями власти. Приняты новые бюджетный, налоговый, трудовой, административный, административно-процессуальный кодексы. Существенно изменен ряд федеральных законов.
На фоне снижения темпов роста мировой экономики, изменения подходов к реализации экономической политики на федеральном уровне существенно замедлились темпы экономического роста в республике. В сложившихся условиях объективно необходимым становится поиск новых стимулов и резервов для обеспечения устойчивого роста. Однако, механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно. Для его формирования требуется целенаправленная реализация ряда необходимых предпосылок - социальных, экономических и организационных, часть из которых пока отсутствует.
При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Заложенные в Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы (далее - основные направления) темпы роста, должны быть достигнуты на основе структурно - технологической модернизации производства, повышения производительности труда, загрузки простаивающих жизнеспособных мощностей и активизации инвестиционной деятельности.
Модернизация, основанная на высвобождении частной инициативы и концентрация усилий Правительства Республики Карелия (далее - Правительство) в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность - залог устойчивого развития республики в среднесрочной перспективе.
Основным приоритетом данного этапа развития (2002-2006 гг.) является открытый характер функционирования экономики, обеспечивающий равный доступ эффективных собственников к республиканским ресурсам для привлечения инвестиций. При этом процесс обновления основных фондов в республике должен идти на активной инновационной основе. Главной задачей инновационной политики должна стать модернизация имеющихся производств на основе ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, повышение качества продукции и развитие конкурентоспособности.
В условиях высокой затратности деятельности на Севере особое значение приобретает мегапроектный подход в решении социально-экономических проблем Карелии. В рамках этого направления могут быть реализованы мегапроекты в сфере энергетики, развития лесного комплекса, трансграничного сотрудничества, развития человеческого капитала, выстраивания мультикультурных коммуникаций и другие. Ключевое значение в успешной реализации мега-проектов будет иметь построение эффективного межрегионального взаимодействия.
Настоящий документ ориентирован не только и не столько на получение фиксированных результатов, задаваемых целевыми параметрами, сколько на создание эффективных механизмов развития различных сфер экономической и социальной жизни.
Именно на решение этих задач нацелен настоящий документ Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы, который должен дать новый импульс развитию экономики и повышению благосостояния населения республики.
Данный документ служит основой для разработки и корректировки территориальных, целевых и отраслевых программ, для совершенствования законодательной базы, для планирования развития конкретных предприятий, финансовых и бизнес - структур.
Семья, безопасность, достаток в доме, стабильность, порядок, право на труд в безопасных условиях и охрана труда, достоинство и справедливость - главные жизненные ценности, заложенные в этот вариант развития республики.
Основные направления закрепляют наиболее принципиальные позиции республиканской власти, описывают способы, пути и этапы достижения планируемых результатов. Они представляют собой инструмент управления ситуацией в целом, форму приведения в систему усилий всех ветвей власти и согласования интересов общества, государства и бизнеса.
Документ носит открытый характер, предполагает возможность его дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия основным целям и задачам Концепции Республики Карелия
Совершенно очевидно, что для успешного решения всех назревших проблем и достижения, намеченных в основных направлениях индикаторов социально-экономического развития, государственные органы власти, местного самоуправления, предприятия и организации республики должны следовать единым "правилам игры", изложенным в настоящем документе.
1. Итоги предыдущего этапа
На каждый год реализации Концепции на основе анализа социально-экономического положения республики определялись приоритеты деятельности Правительства Республики Карелия.
На 1999 год были определены следующие приоритетные направления:
- подъем лесопромышленного комплекса;
- стимулирование развития сельского хозяйства республики;
- наведение порядка в обороте алкогольной продукции на территории Республики Карелия;
- погашение задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, организация своевременной выплаты пенсий, снижение долгов по детским пособиям и пособиям по безработице.
В 2000 году на основе результатов мониторинга реализации Концепции приоритет в деятельности Правительства Республики Карелия был отдан социальным факторам развития:
- содействие увеличению занятости населения и снижение безработицы;
- повышение благосостояния населения посредством реализации решений Правительства Российской Федерации об индексации заработной платы и пенсий, обеспечение дальнейшего сокращения задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы;
- повышение профессиональной квалификации занятых в управлении и реальном секторе экономики.
В 2001 году основными целями деятельности Правительства Республики Карелия являлись:
- обеспечение положительной динамики инвестиций в части расширения и обновления производства, выпуска конкурентоспособной продукции;
- создание условий для роста доходов населения.
Рис.1. Сравнительная динамика ВВП (валового внутреннего продукта) России и ВРП (валового регионального продукта) Карелии.
Данные цели достигнуты. За четыре года Правительство Республики Карелия в ходе реализации программы "Сделай шаг" (1998-2001 гг.) добилось остановки падения и роста объемов производства, и как результат, некоторого улучшения качества жизни, опираясь в основном на собственные силы и внутренние ресурсы.
Десятилетний период (1991-2001 гг.) показал, что темпы падения объёмов производства в Карелии были значительнее, чем в целом по России, особенно в период с 1994 по 1998 годы (почти в 2 раза). Ситуация принципиально изменилась на следующем этапе: по темпам развития за период с 1998 по 2001 годы Карелия опережает показатели по России уже на треть.
Новое Правительство республики с лета 1998 года начало работу с наведения порядка в экономике, с жесткого спроса с руководителей и собственников предприятий за эффективность труда, своевременную уплату налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
Стали применяться механизмы государственного регулирования экономики. В ходе первого этапа реализации Концепции (1999-2002 гг. - мобилизационный этап) были разработаны, приняты и реализуются более 20 комплексных и целевых программ по приоритетным направлениям развития республики.
Доступ к лесным и природным ресурсам республики смогли получить только те предприятия, которые не имели задолженности перед бюджетом, руководители и собственники которых не имели проблем с законом. Наводился порядок в обороте алкогольной продукции.
Целенаправленно осуществлялись поддержка промышленных предприятий разных отраслей - основных налогоплательщиков, стимулировались инвестиции на обновление производственных фондов, приобретение современных технологий, расширение экспортного потенциала республики.
Последовательно осуществлялись бюджетные инвестиции на развитие социальной и производственной инфраструктуры.
На крупных социально значимых предприятиях через процедуры банкротства осуществлялась замена неэффективных собственников. Всего в рамках внешнего управления была проведена реструктуризация 26 предприятий. Удалось сохранить более 15 тыс.рабочих мест и обеспечить устойчивую работу предприятий, снять социальное напряжение во многих районах республики.
В результате принятых мер удалось обеспечить с 1999 года рост важнейших экономических и социальных показателей (рис. 2).
Валовой региональный продукт республики на душу населения за 2000 год экспертами Минэкономразвития России и Госкомстата России оценивается в 33,8 тысячи рублей (в 1998 г.-14,7 тыс. руб.)
Рис. 2 Динамика основных показателей, характеризующих экономическое развитие Республики Карелия в 1991-2001 гг.
В промышленности с 1999 года происходит наращивание физических объемов производства. Индекс физического объема составил в 1999 году - 121,6 % (Россия - 108,1 %); в 2000 году - 108,1 % (Россия - 109,0 %); в 2001 году - 103,2 %. В целом к 1998 г. индекс физического объема промышленной продукции составил в Республике Карелия 136 % (Россия - 127 %).
В структуре промышленного производства республики (рис.3) основная доля приходится на лесопромышленный комплекс 50,4 %, на долю черной металлургии - 13,4 %, пищевой промышленности - 11,1 %, электроэнергетики - 9,6 %, машиностроения и металлообработки - 5,4 %, промышленности строительных материалов - 2,8 %.
Рис. 3. Структура промышленного производства по Республике Карелия по итогам 2001 года
Наиболее высокие темпы роста за прошедшие 4 года достигнуты: в лесопромышленном комплексе (147 % к уровню 1998 года) (далее - ЛПК), в том числе - в деревообрабатывающей (213 %), целлюлозно-бумажной (143 %), лесозаготовительной промышленности (130 %), легкой промышленности (170,7 %), промышленности строительных материалов (215 %), в цветной металлургии (124,8 %).
Лесной комплекс Карелии - это больше половины экономического потенциала и занятых в промышленности республики и 15 % налоговых поступлений.
В Карелии сосредоточено 910 млн.куб.м общего запаса древесины; на долю спелых и перестойных насаждений приходится 47 % (425 млн.куб.м) от общего запаса. В составе насаждений преобладают наиболее ценные в качественном отношении хвойные породы - 89,2 % от объема спелых и перестойных насаждений.
В республике постоянно уделяется внимание увеличению освоения лесных ресурсов. Карелия занимает одно из первых мест в России по освоению расчетной лесосеки (многие регионы обладают гораздо большим лесосечным фондом, но используют его в среднем на 18-20 %, у нас же в 2001 году освоено 75 % расчетной лесосеки). При этом политика Правительства направлена на сокращение вывоза круглых лесоматериалов и опережающее развитие отраслей, обеспечивающих более глубокую переработку древесины.
В 2001 году заготовка и вывозка леса увеличилась к уровню 1998 года более чем на 26 %, производство деловой древесины - на 42 %, пиломатериалов - на 51 %, фанеры - в 17 раз, целлюлозы - более чем в 2 раза, бумаги - на 49 %, в том числе газетной бумаги - на 30 %.
Более 70 % произведенных пиломатериалов, целлюлозы и бумаги в республике поставляется на экспорт.
Продукция ЛПК республики занимает значительное место и на Северо-Западе. На долю Карелии приходится 34.8% производства бумаги, в т.ч. более трети газетной бумаги и бумаги массой 45 г/кв.м. Доля производства других видов продукции в общем объеме производства Северо-Запада составляет: деловая древесина - 16.6%, пиломатериалы - 14.8%, фанера - 3.3%.
Территория республики составляет 1 % территории Российской Федерации с долей численности населения 0,5 % от населения России, однако по ряду позиций занимает существенное место в экономике России. На долю республики приходится 23,6% объемов российского производства железорудных окатышей, 20,5 % бумаги, 3,4 % целлюлозы товарной, 50 % бумажных мешков, 4,6 % тракторов, 6 % вывозки древесины, 4 % пиломатериалов (табл.1).
Производство важнейших видов продукции за 2001 год
Таблица 1
Виды продукции | Единица измерения | Российская | Республика | Доля Республики Карелия в Российской Федерации, % |
Мешки бумажные. | млн.шт. | 394 | 195 | 49,5 |
Бумага | тыс.тонн | 3415 | 700 | 20,5 |
в т.ч. газетная | тыс.тонн | 1732 | 533,4 | 30,8 |
Окатыши железорудные | млн.тонн | 27,9 | 6,6 | 23,6 |
Трактора для лесозаготовок | тыс.штук | 1,65 | 0,65 | 39,8 |
Вывозка древесины | млн.куб.м | 87,2 | 5,5 | 6,3 |
Пиломатериалы | млн.куб.м | 17,3 | 0,7 | 4,0 |
Целлюлоза товарная | тыс.тонн | 2136 | 73,3 | 3,4 |
Фанера клееная | тыс.куб.м | 1590 | 20,6 | 1,3 |
Картон | тыс.тонн | 2180 | 82,8 | 3,8 |