Одобрена постановлением
Правительства Республики
Карелия от 15 сентября 2000 года
№ 260-П
Республиканская целевая программа
"Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса
Республики Карелия на 2000-2002-2010 годы"
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Освоение недр и развитие
горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002-2010 годы"
1.Наименование Программы | Освоение недр и развитие горнопромышленного комплекса Республики Карелия на 2000-2002-2010 годы | |||||||
2. Дата принятия решения о разработке Программы | Распоряжение Председателя Правительства Республики Карелия от 19 января 2000 года № 28-р | |||||||
3.Государственные заказчики Программы | Министерство природных ресурсов Республики Карелия | |||||||
4. Основные разработчики Программы | Институт экономики КНЦ РАН, Комитет природных ресурсов по Республике Карелия, Институт геологии КНЦ РАН, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия, Министерство экономики Республики Карелия, горные предприятия | |||||||
5. Цель и задачи Программы | Цель: повышение эффективности использования и управления государственным фондом недр Республики Карелия, увеличение вклада горнопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие республики. | |||||||
6. Важнейшие целевые | Показатели | Ед. измер. | 2000 г. | 2002 г. | 2010 г. | |||
показатели Программы | Объем реализации продукции | млн. руб. | 4312 | 5181 | 14557 | |||
| Прирост рабочих мест
| чел. | - в | 1065 в | 8910 | |||
| Налоговые поступления в бюджеты всех уровней | в млн.руб. | 665,5 | 943,5 | 2 627,7 | |||
7. Сроки реализации Программы | 2000 - 2002 - 2010 годы | |||||||
8. Основные исполнители Программы | Горные предприятия республики (по согласованию), Министерство природных ресурсов Республики Карелия , Территориальное агентство по недропользованию по Республике Карелия | |||||||
9. Объемы и источники |
| Объемы, млн. руб. | ||||||
финансирования | Источники финансирования | 2000 - 2002 гг. | 2003 - 2010 гг. | Всего | ||||
| Инвестиционные программы горных предприятий Инвестиции в геологическое изучение, всего | 2904 | 10618 | 13522 | ||||
| -республиканский бюджет РК | 141 | 377 | 518 | ||||
| - федеральный бюджет | 112 | 299 | 411 | ||||
| - негосударственные инвестиции | 334 | 891 | 1 225 | ||||
| ИТОГО: | 3 491 | 12 185 | 15 676 | ||||
10. Ожидаемые конечные результаты Программы | Повышение эффективности использования и управления государственным фондом недр, рост вклада горнопромышленного комплекса в социально-экономическое развитие республики, в улучшение условий жизни населения районов, сохранение благоприятной природной и историко-культурной среды | |||||||
11. Период, основание и порядок корректировки Программы | Ежегодная корректировка с учетом итогов года бизнес-планов развития предприятий на предстоящий год, результатов государственной экологической экспертизы, прогнозов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и в случае изменения принятых Программой исходных условий и показателей | |||||||
12. Система организации контроля за реализацией Программы, периодичность отчета исполнителей, дата представления материалов | Форма представляемой исполнителями отчетности утверждается заказчиком по согласованию с Министерством природных ресурсов Республики Карелия; Адресат представления обобщенных отчетов заказчика: Правительство Республики Карелия Периодичность: годовая |
(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений и дополнений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 13.05.03 г., введенным в действие с 13.05.03 г., Собрание Законодательства Республики Карелия N 5 май 2003 г., ст. 552)
(Паспорт в редакции постановления Правительства Республики Карелия "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Карелия" от 28.06.06 г., введенным в действие с 28.06.06 г., газета "Карелия" N 74 (1500) от 11 июля 2006 года, стр.13, Собрание законодательства Республики Карелия N 6 июнь 2006 года, ст. 716 )
Введение
Минеральные ресурсы - эффективный источник социально-экономического развития республики. Республиканский фонд недр, являющийся общенародной собственностью и включающий месторождения и проявления твердых полезных ископаемых и подземных вод, их промышленные и забалансовые запасы, прогнозные ресурсы, требует эффективного государственного управления и регулирования, владения и распоряжения этим достоянием. Однако низкая эффективность использования потенциала недр, наличие большого числа посредников реализации минерального сырья, отсутствие инвестиций, недостаточная геологическая и технологическая изученность ресурсов недр снижают их потенциально высокую отдачу Российской Федерации, республике и самоуправляющимся территориям.
Горнопромышленный комплекс республики занимает второе место (после лесопромышленного) по объему выпуска промышленной продукции. Горные предприятия являются крупным градообразующим фактором, потенциальным источником дополнительных рабочих мест и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней, развития производственной и социальной инфраструктуры территории. Однако изношенность основных фондов предприятий и низкий уровень использования производственных мощностей, опережающий рост цен на материалы и оборудование, тарифов на железнодорожные перевозки и электроэнергию, отсутствие высококвалифицированных горных инженеров не позволяют обеспечить высокие финансовые поступления в бюджеты.
Особенности экономики переходного периода в Российской Федерации и Республике Карелия привели к спаду производства, росту безработицы, снижению наполняемости бюджетов, обострению экологических проблем, в том числе в горной промышленности. Сложившиеся негативные тенденции требуют усиления государственного регулирования экономики, в том числе с помощью программно-целевого метода. Роль программно-целевого подхода в рыночной экономике возрастает, так как:
- программный подход особенно необходим в условиях многоукладности экономики для согласования государственных интересов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, интересов местного самоуправления с интересами множества индивидуальных и коллективных частных недропользователей и товаропроизводителей, формирования благоприятной правовой и финансово-экономической среды для предпринимательства;
- наряду с сохранением косвенных мер регулирования рыночных отношений (тарифные соглашения, механизмы коррекции системы налогообложения и др.), необходимы меры прямого государственного управления природным фондом, формирование пакета законодательных и нормативных актов;
- программно-целевые методы управления остаются практически единственным инструментом государственного вмешательства в экономику;
- отраслевые и территориальные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении региона и отрасли.
Настоящая республиканская целевая Программа разработана в целях практической реализации Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999 - 2002 - 2010 годы и во исполнение постановления Председателя Правительства Республики Карелия от 21 апреля* 1999 года № 274 и распоряжения Председателя Правительства Республики Карелия от 19 января 2000 года № 28-р. Заказчики Программы - Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия , руководитель работ - Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук. Программа разработана творческим коллективом ученых и специалистов Института экономики КНЦ РАН, Комитета природных ресурсов по РК, Института геологии КНЦ РАН, Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Республике Карелия и Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия с участием горных предприятий республики.
В Программе рассмотрены потенциал и перспективы освоения недр и развития горных предприятий республики. Состояние государственного фонда недр, обоснование объемов и направлений геологоразведочных работ приведено также в Программе геологического изучения и использования недр Республики Карелия на 1997 - 2001 годы и прогнозе развития минерально-сырьевой базы до 2006 года.
Программа представлена кратким вариантом и подготовлена в соответствии с Порядком разработки и реализации республиканских целевых программ экономического блока, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 27 декабря 1999 года № 169-П.
I. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения на программной основе
1. Государственный республиканский фонд недр
Недра Республики Карелия содержат разнообразные металлические и неметаллические полезные ископаемые. Анализ геологического потенциала недр с оценкой конкурентоспособности известных и прогнозируемых на территории республики месторождений полезных ископаемых, выполненный в Программе геологического изучения и использования недр Республики Карелия на 1997 - 2001 годы и прогнозе развития минерально-сырьевой базы до 2006 года, позволил определить очередность их освоения:
- первая очередь - экономически эффективные запасы и прогнозные ресурсы для текущего развития сырьевой базы действующих предприятий, создания новых сырьевых баз остродефицитных в Российской Федерации, а также высококонъюнктурных видов полезных ископаемых;