Российская Федерация
Республика Карелия
Правительство Республики Карелия
Постановление
г. Петрозаводск
от 3 апреля 2000 года № 90-П
О Республиканской программе реализации направления "Инвестиционная
политика" в Республике Карелия на 2000-2002 годы
В целях осуществления Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 годы в области инвестиционной политики Правительство Республики Карелия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на 2000-2002 годы (далее Программа).
2. Органам исполнительной власти Республики Карелия, участвующим в реализации отдельных мероприятий Программы, руководствоваться положениями настоящей рограммы при разработке отраслевых программ и планировании своей деятельности.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия разработать в рамках своей компетенции комплекс мер по созданию благоприятных условий по привлечению инвестиций на территорию с учетом мероприятий настоящей Программы.
Председатель Правительства С.Л. Катанандов
Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 3 апреля 2000 года № 90-П
Республиканская Программа реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия
на период 2000-2002 годы
Паспорт Программы
1. Наименование Программы | Программа реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 2000-2002 годы |
2. Наименование решения о разработке Программы | Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 21.05.99 г. N 274 "О распределении ответственности за реализацию основных направлений Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-20010 годы" |
3. Государственный заказчик Программы | Министерство экономики Республики Карелия |
4. Разработчик Программы | Комиссия по разработке направления Концепции "Инвестиционная политика", образованная согласно постановлению Председателя Правительства РК от 21 мая 1999 года № 274 |
5. Цель Программы | Создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальную экономику республики и переход к росту объемов инвестиций |
6. Задачи Программы | -создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для привлечения капиталов российских и иностранных инвесторов и средств населения; |
7. Источники финансирования | Средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства предприятий и населения, средства российских и международных фондов и программ, иные внебюджетные источники. |
8. Система контроля | Осуществление постоянного мониторинга Министерством экономики Республики Карелия |
9. Ожидаемый результат | -формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Карелия; |
Введение
Программа реализации направления "Инвестиционная политика" Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на 2000-2002 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 годы.
Программа рассчитана на решение основных проблем социально-экономического развития республики в области инвестиционной политики.
Основными проблемами социально-экономического развития являются:
структурный кризис экономики, отсутствие инвестиций;
слабое развитие рыночной инфраструктуры привлечения инвестиций;
низкая инвестиционная привлекательность республики;
снижение влияния государства на развитие отраслевой экономики;
тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов;
неблагоприятные условия для развития производственных отраслей;
низкая платежеспособность большинства предприятий;
высокий уровень безработицы.
Цель Программы - создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальную экономику республики.
Программа
реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 2000-2002 годы
I. Содержание проблемы
Кризисные явления в развитии экономики Российской Федерации в последние годы привели к сокращению объемов инвестиций, сжатию внутреннего рынка оборудования, строительных материалов и подрядных работ. За период 1991-1998 гг. инвестиции снизились в Республике Карелия почти в 9 раз (в Российской Федерации - примерно в 4 раза). Особенно сильное падение произошло в 1996 г. Недостаток инвестиций усиливает технологическую отсталость экономики Республики Карелия и снижиет ее конкурентоспособность. Постоянно снижается использование производственных мощностей в большинстве отраслей экономики. Лишь после финансового кризиса в 1998 г. прекратилось снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики республики (ориентированных на экспорт и импортозамещение). И эта тенденция остро нуждается в конкретной и реальной государственной поддержке.
Инвестиционная деятельность на сегодня характеризуется дальнейшей децентрализацией финансирования, повышением роли собственных источников накоплений предприятий для реализации инвестиционных проектов. Бюджетное финансирование инвестиций в основной капитал в республике сократилось до 13,6% по итогам 9 месяцев 1999 г. против 82% в 1997 г. Доля собственных средств предприятий составила почти две трети от общего объема капитальных вложений. Самый глубокий спад из всех отраслей экономики в республике произошел именно в строительстве (при этом значительно превышающий средний уровень по Российской Федерации), что и является следствием свертывания инвестиционной деятельности в виде капитальных вложений. Динамика инвестиций в 1994-1998 годах в экономику Республики Карелия представлена в таблице № 1.
Таблица № 1
Динамика инвестиций в экономику Республики РК
Показатель | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Всего (по всем источникам в виде капитальных вложений, в текущих ценах) млн. руб. | 562,6 | 1260,8 | 1207,7 | 1072,8 | 1016,8 | 3090,2 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | 61% | 78% | 53% | 86% | 80% | 146,2% |
в том числе за счет средств предприятий, млн. руб. | 377,8 | 837,3 | 870,0 | 740,1 | 751,5 | 2089,0 |
в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | 79% | 79% | 57% | 80% | 74% | 133,7% |
На фоне ресурсного, материально-технического потенциала и геополитического положения республики далеко не исчерпаны возможности по привлечению иностранных инвестиций. По состоянию на 1 июля 1999 года накопленный иностранный капитал в экономике республики с учетом погашенных финансовых кредитов от зарубежных организаций составил $48.400.000 и 149,2 млн. рублей. Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись, в основном, в деревообрабатывающую промышленность и черную металлургию. Из таблицы 2 видно, что резкое уменьшение иностранных инвестиций произошло в 1996 году.
Таблица № 2
Динамика поступления иностранных инвестиций (по годам)
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Инвестиции в млн. долларах US (включая кредиты), всего: | 14,4 | 19,5 | 1,7 | 3,5 | 1,8 | 15,2 |
В том числе: прямые прочие | 13,7 | 15,9 3,6 | 1,6 0,1 | 2,9 0,6 | 1,8 - | 4,3 10,9 |
Сегодня в республике реально действуют 134 предприятия с иностранными инвестициями, на которых трудятся 4,5 тыс. человек. Из общего объема инвестиций в промышленность Республики Карелия за последние 3 года, на долю предприятий с иностранными инвестициями приходится 23,3% при их доле в объемах выпуска промышленной продукции равной 4,2%.
За прошедшие годы Республики Карелия не смогла переломить настороженность и недоверие иностранных инвесторов. Причем можно констатировать, что отсутствие широкого привлечения иностранных инвестиций - это, в первую очередь, общероссийская проблема. Политическая и финансовая нестабильность, несовершенное законодательство и его частое изменение, низкие условия личной безопасности и высокий уровень налогообложения делают вложение капитала непривлекательным, несущим высокие инвестиционные риски. В то же время в Российской Федерации условия инвестирования существенно различаются по регионам. По ряду рейтинговых оценок Республика Карелия не попадает в число привлекательных регионов Российской Федерации. Республика Карелия не обладает высокой емкостью потребительского и финансового рынков, обусловленных высокой численностью и плотностью населения, относительно развитой производственной сферой экономики, высокоразвитым менеджментом, который имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Свердловской, Самарской, Саратовской областях, Республике Татарстан. Республика Карелия по инвестиционному климату в рейтинге российских регионов относится к субъекту с незначительным потенциалом и умеренным риском. В этом рейтинге нашу республику превосходят наши соседи - город Санкт-Петербург, Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Коми. Уступает Республике Карелия только Псковская область. Инвестиционный климат региона складывается из двух показателей - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска по территории субъекта Российской Федерации.
Анализ существующих рейтингов показывает, что, примерно, при равном потенциале Республики Карелия с Новгородской областью, последняя по уровню рисков для инвестиций значительно опережает Республику Карелия (занимает 7 место) и по инвестиционному климату в целом уступает только городам Москве, Санкт-Петербургу, Московской, Белгородской областям и Республике Татарстан. Имея в виду, что публикации рейтингов в значительной степени формируют мнение потенциальных инвесторов о территории, чрезвычайно важным для республики является и формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Карелия.
Анализ представляемых в Министерство экономики Республики Карелия бизнес-планов предприятий республики показывает в большинстве случаев низкий уровень менеджмента, особенно в инвестиционной сфере. Уровень подготовки руководства предприятий не позволяет убедительно представлять инвесторам свои проекты, которые не оформляются в развернутые технико-экономические обоснования или бизнес-планы. Важное значение имеет возможность доступа к ресурсам, в первую очередь, к лесным, если инвестор намерен работать в сфере переработки леса.
Складывающаяся ситуация в инвестиционной деятельности в республике не может быть приемлемой для перспектив развития Республики Карелия и должна быть коренным образом изменена, включая и меры, необходимые к принятию на уровне государственной власти. Эта жизненно важная для республики проблема требует своего решения в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в целом по Российской Федерации. По некоторым оценкам Российская Федерация является страной с высоким страновым риском для инвестиций.
II. Цели Программы
Целями Программы являются:
создание благоприятных и безопасных условий для обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальный сектор экономики республики;
переход от падения инвестиций в экономику республики к их росту.
III. Задачи по созданию благоприятных и безопасных условий
для привлечения инвестиций
Задачами по созданию благоприятных и безопасных условий для привлечения инвестиций являются:
совершенствование нормативно-правовой базы в области инвестиций;
формирование положительного инвестиционного имиджа республики для иностранных и российских инвесторов;
содействие созданию инвестиционной инфраструктуры;
содействие созданию системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности;
формирование конкретных и понятных приоритетных целей государственной инвестиционной политики, программы мероприятий государственной власти по достижению этих целей и наполнение этих мероприятий конкретными действиями;
принятие приоритета развития в бюджетном процессе при формировании республиканского и местных бюджетов;
осуществление реальной государственной поддержки рентабельных и эффективных инвестиционных проектов предприятий, хозяйствующих на территории республики, на конкурсной основе, максимальное использование государственных инвестиционных ресурсов исключительно на эти цели;
освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов - создание свободных экономических зон, стимулирование лизинговой деятельности, содействие привлечению венчурного финансирования;
постоянное взаимодействие органов государственной власти с предприятиями и организациями с целью координации усилий по улучшению инвестиционного климата;
развитие различных форм межрегионального и международного экономического сотрудничества.
IV. Приоритеты Программы
Приоритетными направлениями реализации инвестиционной политики в Республике Карелия являются:
привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;
привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов с внедрением инноваций в реальное производство местных товаропроизводителей;
ресурсосбережение.
V. Этапы Программы
1. 2000 год - формирование нормативно-правовой базы инвестиционного климата и благоприятной среды, определение пакета инвестиционных предложений для инвесторов, информационное обеспечение данного процесса. Накопление опыта работы с инвесторами; отдельные, но устойчивые контакты на инвестиционных рынках; начало создания дееспособной инвестиционной инфраструктуры в Республике Карелия; успешное начало осуществления проектов как реальных примеров благоприятных условий в Республике Карелия и мер государственной поддержки, в том числе и с началом функционирования Бюджета развития Республики Карелия; стабилизация объемов инвестиций по негосударственным источникам и незначительное увеличение объемов инвестиций по отдельным отраслям народного хозяйства. В указанном этапе нельзя ожидать стабильных и устойчивых положительных результатов по привлечению инвестиций. Возможны отдельные продвижения и переговоры по отдельным инвестиционным проектам.