Российская Федерация
Республика Карелия

Правительство Республики Карелия

Постановление

     г. Петрозаводск
     от 3 апреля 2000 года № 90-П

О Республиканской программе реализации направления "Инвестиционная
политика" в Республике Карелия на 2000-2002 годы


В целях осуществления Концепции социально-экономического развития  Республики Карелия на период 1999-2002-2010 годы в области инвестиционной  политики Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу реализации  направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на 2000-2002 годы (далее Программа).


2. Органам исполнительной власти Республики Карелия, участвующим в реализации отдельных мероприятий Программы, руководствоваться  положениями настоящей рограммы при разработке отраслевых программ и  планировании своей деятельности.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия  разработать в рамках своей компетенции комплекс мер по созданию  благоприятных условий по привлечению инвестиций на территорию с учетом  мероприятий настоящей Программы.

     

Председатель Правительства С.Л. Катанандов


Утверждена постановлением
Правительства Республики Карелия
от 3 апреля 2000 года № 90-П

Республиканская Программа реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия
на период 2000-2002 годы

Паспорт Программы


1. Наименование Программы

Программа реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического  развития Республики Карелия на период 2000-2002 годы

2. Наименование решения о разработке Программы

Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 21.05.99 г. N 274 "О распределении ответственности за реализацию основных направлений Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-20010 годы"
 Решение совещания у Министра экономики Республики Карелия от 05.11.99 г.

3. Государственный заказчик Программы

Министерство экономики Республики Карелия

4. Разработчик  Программы

Комиссия по разработке направления Концепции "Инвестиционная политика", образованная согласно постановлению Председателя Правительства РК от 21 мая 1999 года № 274

5. Цель Программы

Создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальную экономику республики и переход к росту объемов инвестиций

6. Задачи Программы

-создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для привлечения капиталов российских и иностранных инвесторов и средств населения;
-создание "прозрачной" и ясной инвестиционной нормативно-правовой базы;
-создание рыночной инфраструктуры привлечения инвестиций в реальный сектор экономики республики;
-обеспечение информационной открытости инвестиционного процесса;
-выделение приоритетных направлений в реальном секторе экономики республики;
формирование пакета инвестиционных проектов, гарантирующих окупаемость инвестиций при минимизации рисков инвесторов;
-подготовка квалифицированных топ-менеджеров в области привлечения и управления инвестициями;
-создание привлекательного инвестиционного имиджа Карелии, снижение инвестиционного риска.

7. Источники финансирования

Средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства предприятий и населения, средства российских и международных фондов и программ, иные внебюджетные источники.

8. Система контроля

Осуществление постоянного мониторинга Министерством экономики Республики Карелия

9. Ожидаемый результат

-формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Карелия;
-формирование инфраструктуры, необходимой для обеспечения стабильного роста инвестиций в экономику республики;
уменьшение инвестиционного риска, рост рейтинга республики и повышение привлекательности республики для иностранных и российских инвесторов;
-успешная реализация отдельных инвестиционных проектов и улучшение имиджа республики у стратегических инвесторов;
-переход от падения объемов инвестиций в экономику республики к их стабильному росту;
-     увеличение налогооблагаемой базы за счет создания новых производств и модернизации существующих;
-     повышение конкурентоспособности карельских предприятий за счет модернизации оборудования.

     
Введение


Программа реализации направления "Инвестиционная политика" Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на 2000-2002 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 годы.

Программа рассчитана на решение основных проблем социально-экономического развития республики в области инвестиционной политики.

Основными проблемами социально-экономического развития являются:

структурный кризис экономики, отсутствие инвестиций;

слабое развитие рыночной инфраструктуры привлечения инвестиций;

низкая инвестиционная привлекательность республики;

снижение влияния государства на развитие отраслевой экономики;

тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов;

неблагоприятные условия для развития производственных отраслей;

низкая платежеспособность большинства предприятий;

высокий уровень безработицы.

Цель Программы - создание благоприятных условий для обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальную экономику республики.

Программа
реализации направления "Инвестиционная политика" Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период 2000-2002 годы

    I.   Содержание проблемы


Кризисные явления в развитии экономики Российской Федерации в последние годы привели к сокращению объемов инвестиций, сжатию внутреннего рынка оборудования, строительных материалов и подрядных работ. За период 1991-1998 гг. инвестиции снизились в Республике Карелия почти в 9 раз (в Российской Федерации - примерно в 4 раза). Особенно сильное падение произошло в 1996 г. Недостаток инвестиций усиливает технологическую отсталость экономики Республики Карелия и снижиет ее конкурентоспособность. Постоянно  снижается использование производственных мощностей в большинстве отраслей экономики. Лишь после финансового кризиса в 1998 г. прекратилось снижение объемов производства в отдельных отраслях экономики республики (ориентированных на экспорт и импортозамещение). И эта тенденция остро нуждается в конкретной и реальной государственной поддержке.

Инвестиционная деятельность на сегодня характеризуется дальнейшей децентрализацией финансирования, повышением роли собственных источников накоплений предприятий для реализации инвестиционных проектов. Бюджетное финансирование инвестиций в основной капитал в республике сократилось до 13,6% по итогам 9 месяцев 1999 г. против 82% в 1997 г. Доля собственных средств предприятий составила почти две трети от общего объема капитальных вложений. Самый глубокий спад из всех отраслей экономики в республике произошел именно в строительстве (при этом значительно превышающий средний уровень по Российской Федерации), что и является следствием свертывания инвестиционной деятельности в виде капитальных вложений. Динамика инвестиций в 1994-1998 годах в экономику Республики Карелия представлена в таблице № 1.

Таблица № 1

Динамика инвестиций в экономику Республики РК

Показатель

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Всего (по всем источникам в виде капитальных вложений, в текущих ценах) млн. руб.

562,6

1260,8

1207,7

1072,8

1016,8

3090,2

в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

61%

78%

53%

86%

80%

146,2%

в том числе за счет средств предприятий, млн. руб.

377,8

837,3

870,0

740,1

751,5

2089,0

в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

79%

79%

57%

80%

74%

133,7%



На фоне ресурсного, материально-технического потенциала и геополитического положения республики далеко не исчерпаны возможности по привлечению иностранных инвестиций. По состоянию на 1 июля 1999 года накопленный иностранный капитал в экономике республики с учетом погашенных финансовых кредитов от зарубежных организаций составил $48.400.000 и 149,2 млн. рублей. Иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись, в основном, в деревообрабатывающую промышленность и черную металлургию. Из таблицы 2 видно, что резкое уменьшение иностранных инвестиций произошло в 1996 году.

     
Таблица № 2

Динамика поступления иностранных инвестиций (по годам)

  

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Инвестиции в млн. долларах US (включая кредиты), всего:

14,4

19,5

1,7

3,5

1,8

15,2

В том числе:

прямые

прочие


13,7


15,9

3,6


1,6

0,1


2,9

0,6


1,8

-


4,3

10,9


Сегодня в республике реально действуют 134 предприятия с иностранными инвестициями, на которых трудятся 4,5 тыс. человек. Из общего объема инвестиций в промышленность Республики Карелия за последние 3 года, на долю предприятий с иностранными инвестициями приходится  23,3% при их доле в объемах выпуска промышленной продукции равной 4,2%.

За прошедшие годы Республики Карелия не смогла переломить настороженность и недоверие иностранных инвесторов. Причем можно констатировать, что отсутствие широкого привлечения иностранных инвестиций - это, в первую очередь, общероссийская проблема. Политическая и финансовая нестабильность, несовершенное законодательство и его частое изменение, низкие условия личной безопасности и высокий уровень налогообложения делают вложение капитала непривлекательным, несущим высокие инвестиционные риски. В то же время в Российской Федерации условия инвестирования существенно различаются по регионам. По ряду рейтинговых оценок Республика Карелия не попадает в число привлекательных регионов Российской Федерации. Республика Карелия не обладает высокой емкостью потребительского и финансового рынков, обусловленных высокой численностью и плотностью населения, относительно развитой производственной сферой экономики, высокоразвитым менеджментом, который имеется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Свердловской, Самарской, Саратовской областях, Республике Татарстан. Республика Карелия по инвестиционному климату в рейтинге российских регионов относится к субъекту с незначительным потенциалом и умеренным риском. В этом рейтинге нашу республику превосходят наши соседи - город Санкт-Петербург, Новгородская, Ленинградская, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Коми. Уступает Республике Карелия только Псковская область. Инвестиционный климат региона складывается из двух показателей - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска по территории субъекта Российской Федерации.

Анализ существующих рейтингов показывает, что, примерно, при равном потенциале Республики Карелия с Новгородской областью, последняя по уровню рисков для инвестиций значительно опережает Республику Карелия (занимает 7 место) и по инвестиционному климату в целом уступает только городам Москве, Санкт-Петербургу, Московской, Белгородской областям и Республике Татарстан. Имея в виду, что публикации рейтингов в значительной степени формируют мнение потенциальных инвесторов о территории, чрезвычайно важным для республики является и формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Карелия.

Анализ представляемых в Министерство экономики Республики Карелия бизнес-планов предприятий республики показывает в большинстве случаев низкий уровень менеджмента, особенно в инвестиционной сфере. Уровень подготовки руководства предприятий не позволяет убедительно представлять инвесторам свои проекты, которые не оформляются в развернутые технико-экономические обоснования или бизнес-планы. Важное значение имеет возможность доступа к ресурсам, в первую очередь, к лесным, если инвестор намерен работать в сфере переработки леса.

Складывающаяся ситуация в инвестиционной деятельности в республике не может быть приемлемой для перспектив развития Республики Карелия и должна быть коренным образом изменена, включая и меры, необходимые к принятию на уровне государственной власти. Эта жизненно важная для республики проблема требует своего решения в условиях неблагоприятного инвестиционного климата в целом по Российской Федерации. По некоторым оценкам Российская Федерация является страной с высоким страновым риском для инвестиций.

II. Цели Программы


Целями Программы являются:

создание  благоприятных и безопасных условий для обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальный сектор экономики республики;

переход от падения инвестиций в экономику республики к их росту.

III. Задачи по созданию благоприятных и безопасных условий
для привлечения инвестиций

Задачами по созданию благоприятных и безопасных условий для привлечения инвестиций являются:

совершенствование нормативно-правовой базы в области инвестиций;

формирование положительного инвестиционного имиджа республики для иностранных и российских инвесторов;

содействие созданию инвестиционной инфраструктуры;

содействие созданию системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности;

формирование конкретных и понятных  приоритетных целей государственной инвестиционной политики, программы мероприятий государственной власти  по достижению этих целей и наполнение этих мероприятий конкретными действиями;

принятие приоритета развития в бюджетном процессе при формировании республиканского и местных бюджетов;

осуществление реальной государственной поддержки рентабельных и эффективных инвестиционных проектов предприятий, хозяйствующих на территории республики, на конкурсной основе, максимальное использование государственных инвестиционных ресурсов исключительно на эти цели;

освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов - создание свободных экономических зон, стимулирование лизинговой деятельности, содействие привлечению венчурного финансирования;

постоянное взаимодействие органов государственной власти с предприятиями и организациями с целью координации усилий по улучшению инвестиционного климата;

развитие различных форм межрегионального и международного экономического сотрудничества.

IV. Приоритеты Программы

Приоритетными направлениями реализации инвестиционной политики в Республике Карелия являются:

привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;

привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов с внедрением инноваций в реальное производство местных товаропроизводителей;

ресурсосбережение.

V. Этапы Программы

1. 2000 год - формирование нормативно-правовой базы инвестиционного климата и благоприятной среды, определение пакета инвестиционных предложений для инвесторов, информационное обеспечение данного процесса. Накопление опыта работы с инвесторами; отдельные, но устойчивые контакты на инвестиционных рынках; начало создания  дееспособной инвестиционной инфраструктуры в Республике Карелия; успешное начало осуществления проектов как реальных примеров благоприятных условий в Республике Карелия и мер государственной поддержки, в том числе и с началом функционирования Бюджета развития Республики Карелия; стабилизация объемов инвестиций по негосударственным источникам  и незначительное увеличение объемов инвестиций по отдельным отраслям народного хозяйства. В указанном этапе нельзя ожидать стабильных и устойчивых положительных результатов по привлечению инвестиций. Возможны отдельные продвижения и переговоры по отдельным  инвестиционным проектам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»