3.1. Внешняя торговля
Внешнеторговая деятельность занимает ведущее место в социально-экономической жизни республики. Экспорт составляет традиционно более 70 % всего внешнеторгового оборота республики и эта доля имеет тенденцию к росту. Доля экспорта по стоимости сегодня превысила 50 % стоимостных объемов производимой промышленной продукции республики.
Основная направленность внешней торговли Карелии - рынки Европы. Внешнеторговый оборот со странами Европы составляет около 80 % от всего оборота республики, со странами ЕС - более 60 %. Характерной тенденцией последних лет является снижение доли стран СНГ во внешнеторговом обороте Республики Карелия (1994 год - 9,3 %, 1998 год - 2,4 %).
Значение экспорта для развития экономики республики определяется рядом основных моментов.
Во-первых, экспорт - главный источник поступления валюты, необходимой для закупки импортного оборудования, потребительских товаров.
Во-вторых, в условиях сокращения внутреннего спроса и имеющегося спроса на ряд товаров на внешнем рынке, экспорт определяет динамику и структуру производства в отраслях - экспортерах (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, рыболовство) и в промышленности в целом.
Кроме того, экспорт в республике формирует достаточно устойчивый доход предприятий-экспортеров, что влияет на такие социально-экономические категории, как заработная плата, налоговые поступления и отчисления в социальные фонды, уровень занятости.
Начиная с 1996 года в республике наблюдается тенденция падения объемов экспорта в денежном измерении, которая в определенной степени повторяет общероссийскую тенденцию, на что имеется ряд причин.
С 1996 года продолжается снижение мирового спроса на сырьевые товары и соответственно - снижение экспортных цен на них.
Структура и основные качественные параметры (карельского) российского экспорта все больше отрываются от магистрального направления развития международной торговли, заключающегося в неуклонном повышении в ней удельного веса обработанных изделий.
Усилилась международная конкуренция на фоне растущей государственной поддержки экспорта за рубежом и активного применения защитных мер в интересах национальных производителей. Особенно данный фактор действует в перерабатывающих отраслях, где выпускаются товары с большей долей переработки (деревообрабатывающая отрасль, машиностроение ) .
Недостаточное развитие имеет система сертификации и контроля качества карельского экспорта, что приводит к потерям в экспортной цене. Чрезмерная либерализация внешнеэкономической деятельности в стране вывела на внешний рынок множество неопытных экспортеров, результатом чего является определенная потеря эффективности экспорта, особенно в лесном секторе.
Отсутствие внутренней организации и координации действий в среде экспортеров приводит к усилению недобросовестной конкуренции между отечественными экспортерами и зачастую позволяет потребителям карельского экспорта снижать закупочные цены.
Отсутствие достаточного опыта и финансовых средств у карельских экспортеров зачастую приводит к недостаточной маркетинговой работе по изучению рынков сбыта своей продукции, изменяющихся потребностей покупателей, диктующих определенную переориентацию экспортного производства на новую продукцию, сортимент, качество. Это происходит на фоне усиления требований международных стандартов и экологической безопасности, широкого внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
По-другому складывается ситуация на мировых рынках со сбытом продукции обрабатывающих отраслей. В мировой торговле обозначились лидеры, осуществляющие контроль за сбытом продукции, имеющие возможность ограничивать деятельность российских (карельских) экспортеров на западных рынках. Международная производственная кооперация развитых стран делает ставку на деятельность совместных предприятий, корпоративных объединений на основе специализации, способствующей повышению качества и конкурентоспособности товаров. Увеличивается доля промежуточных товаров и комплектующих изделий в кооперированных поставках транснациональных компаний. Это дает потенциальную возможность "прорыва" карельских предприятий на мировые рынки за счет участия в международной кооперации,
Определенное снижение экспорта обусловлено и сокращением экспортных поставок в страны СНГ, включая Беларусь, что объясняется низким платежеспособным спросом партнеров из данных стран.
Практически с начала 1996 года внешнеэкономическая деятельность проходила под влиянием так называемого "валютного коридора", который безусловно снизил эффективность экспорта за счет роста издержек производства, опережающих обменный курс рубля к доллару, который в свою очередь был привязан к среднему по стране уровню инфляции. Экспортное производство было подведено под так называемую "инфляцию издержек", как и любое производство в России, нацеленное на внутренний рынок. В этом смысле произошедший в августе 1998 года "обвал" рубля создал условия для оживления экспорта.
Внешнеторговая деятельность в республике имеет высокий уровень концентрации. Около 95 % всего внешнеторгового оборота формируют 55-60 карельских предприятий.
Более 50 % стоимости экспорта республики составляет лесная группа товаров, включая товары целлюлозно-бумажной промышленности, что подтверждает важнейшее значение лесопромышленного комплекса и в сфере внешнеэкономических связей Карелии. За последние годы заметна тенденция постоянного роста доли объемов экспорта древесины в натуральном выражении в общем объеме производства как обработанных, так и необработанных видов древесины. Сегодня по обработанным и необработанным лесоматериалам доля экспорта составляет более 70 % (1995 год - около 30 %), что говорит о все большей ориентации лесозаготовительной и лесообрабатывающей отрасли на внешние рынки. Некоторым образом это помогает "выживанию" лесозаготовительной и лесообрабатывающей отрасли в кризисный период, однако подобная тенденция приводит к высокой степени зависимости дохода отраслей от конъюнктуры мирового рынка, когда очевидно снижение спроса и цены за последние 3 года на основные лесотовары, составляющие базу карельского экспорта. В республике продолжается тенденция роста стоимостной доли экспорта необработанной древесины в общем объеме экспорта республики по сравнению с обработанными лесоматериалами. Сопоставляя данную тенденцию со снижением цены на необработанные лесоматериалы за последние годы, можно говорить об экстенсивном росте экспорта данной группы товаров.
Отмечается еще одна неблагоприятная тенденция - это увеличение сырьевой направленности экспорта, особенно в лесной отрасли. Доля необработанной древесины по стоимости ко всему объему экспорта Республики Карелия увеличилась с 12,1 % (1995 год) до 17,7 % (1998 год).
Характерной чертой в сфере экспорта круглого леса в республике является достаточно большая доля услуг финских предпринимателей по рубке и вывозу древесины на экспорт, которая имеет тенденцию к росту.
Если в 1996 году эта доля составляла 11,4 % от всего импорта услуг (10,2 млн. долл.), в 1998 году - 18,5 % (9,7 млн. долл.), то за первое полугодие 1999 года доля импорта услуг по заготовке и рубке леса составила 58,2 % (4,98 млн. долл.). Рост доли импорта услуг по заготовке леса при общем сокращении объема импорта услуг говорит о том, что на фоне уменьшения уровня привлекательности карельского рынка для услуг иностранцев, сфера лесозаготовок данной привлекательности не теряет. То есть, можно сегодня предположить, что приграничная Карелия обладает своими особенностями, возникающими от исторически сложившихся по обе стороны границы экономик с различными уровнями производительности, рентных платежей, налогов и затрат, что формирует различие в структуре цены на древесину на финской и карельской территории и привлекает финских производителей. Данные особенности заслуживают глубокого изучения.
Главными объектами внимания и контроля со стороны Правительства в области внешнеторговой деятельности будут оставаться наиболее экспортноориентированные отрасли экономики республики, такие как: лесозаготовительная, лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность, черная и цветная металлургия, промысловое рыболовство. Особенно пристальное внимание будет уделено сырьевым товарам с низкой степенью переработки, которые наиболее подвержены низкоэффективному экспорту по субъективным причинам.
При постановке задач в области развития внешней торговли, Правительство исходит из понимания того, что данная сфера деятельности регулируется федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которому функция регулирования внешней торговли находится в компетенции федеральных органов государственного управления. При этом Правительство поддерживает и будет своими действиями способствовать соблюдению основных принципов внешней торговли: единое экономическое и таможенное пространство России, единство политики экспортного контроля и системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Следуя данным принципам, Правительство видит свою роль в развитии внешней торговли не столько в сфере регулирования, сколько в сфере содействия ее развитию, через взаимодействие с конкретными федеральными органами государственного управления и оказание различного рода поддержки экспортерам, а также других методов влияния и контроля за действиями экспортеров и импортеров, имеющихся в распоряжении Правительства (лесные ресурсы и др.) Экспорт рассматривается как важнейшая часть внешней торговли, как фактор сохранения экономического потенциала республики, важного источника поступления доходов в бюджеты всех уровней, а также как инструмент структурного обновления экономики республики.
Свою главную задачу на планируемый период в сфере внешней торговли Правительство видит в развитии экспортной базы республики и повышении эффективности экспорта карельских товаров. Главный отраслевой приоритет - лесопромышленный комплекс республики.
Для решения поставленных задач Правительство намерено применить весь комплекс мер и механизмов, имеющихся в его распоряжении и находящихся в его компетенции.
Правительство направит свои усилия на сокращение до разумного минимума числа лесопользователей - лесозаготовителей и лесоэкспортеров, что позволит обеспечить надлежащий контроль за экспортом, поддержание приемлемого уровня экспортных цен, создания возможностей для оказания определенной поддержки отдельным категориям экспортеров. Контроль за деятельностью экспортеров предполагается осуществлять посредством объединенных усилий Северо-Западного Таможенного Управления Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации (СЗТУ ГТК РФ), Национального банка Республики Карелия, системы учета и экспертизы экспортных, в том числе лесосырьевых контрактов, других институтов государственного управления на основе координации их деятельности и создания системы обмена информацией.