Действующий

О Программе "Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по развитию международного сотрудничества на 1999-2002 годы".


     1. Основные понятия

Международное сотрудничество Республики Карелия, как субъекта Российской Федерации, осуществляется в рамках полномочий, установленных ст.72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Применительно к настоящей Программе международное сотрудничество включает в себя международные и внешнеэкономические связи Республики Карелия, под которыми понимаются связи с иностранными партнерами, осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях.

Главными отличительными особенностями международного сотрудничества республики можно назвать следующие:

1) наличие иностранного партнера в виде субъекта иностранного федеративного  государства, административно-территориального образования или органа государственной власти иностранного государства, международной организации, организации иностранного государства, субъекта хозяйственной деятельности (юридического или физического лица) иностранного государства;

2) приоритет международного договора, подписанного и ратифицированного Российской Федерацией в установленном законом порядке, над российским законодательством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и  нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы;

3) наличие таможенных, пограничных, паспортно-визовых, миграционных и других формальностей при пересечении государственной границы Российской Федерации  грузов, физических лиц, гуманитарной помощи, материальных и культурных ценностей;

4) различие правовой среды, регулирование сотрудничества, когда необходимо учитывать право других государств-партнеров, международные договоры, регламенты, правила, обычаи, не входящие в правовую систему Российской Федерации;

5)  присутствие языковых барьеров, осложняющих взаимоотношения и требующих  дополнительных затрат на их преодоление;

   6) применение валюты других государств для осуществления взаиморасчетов и связанное с данным обменом наличие определенных формальностей и контроля в данной сфере, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными правилами.

Применительно к настоящей Программе внешнеэкономические и международные связи Республики Карелия различаются главным образом по сферам деятельности и субъектам отношений.

   К внешнеэкономическим связям относится деятельность, осуществляемая главным образом в области экономики, инвестиций, финансов, технической помощи. Главными субъектами отношений здесь выступают хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица), финансовые организации, органы управления Республики Карелия. Правительство Республики Карелия (далее - Правительство) в своей внешнеэкономической деятельности может выступать как субъект правоотношений с иностранными хозяйствующими субъектами, и как орган, уполномоченный в рамках своей компетенции определенным образом воздействовать на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов и осуществлять контроль за данной деятельностью на своей территории.

К международным связям относится деятельность главным образом в области экологии, социального развития, культуры, гуманитарных связей.

Главными субъектами отношений здесь выступают международные организации и  программы, органы управления и административно-территориальные единицы иностранных государств, Правительство, органы местного самоуправления Республики Карелия,  общественные организации.

Вместе с тем, и внешнеэкономические, и международные связи зачастую выступают единым целым, когда невозможно отделить одно от другого.

Правительство видит в международном сотрудничестве один из важнейших инструментов социально-экономического развития Республики Карелия, призванных содействовать привлечению на ее территорию финансовых ресурсов, зарубежного опыта при решении проблем во многих сферах жизнедеятельности, созданию рабочих мест. Международное сотрудничество помогает сегодня смягчать последствия переходного периода,  экономического и финансового кризиса и создавать условия для экономического роста.

Главной целью Правительства в данной сфере является эффективное использование фактора международного сотрудничества на благо жителей республики и ее социально-экономического развития, в максимальной степени развивая его преимущества и нивелируя его негативное воздействие.