После распада конфронтационных блоков и окончания "холодной войны" регионализм стал определяющим фактором мировой политики. Наполнение межгосударственных отношений конкретным экономическим и культурным содержанием происходит все больше на региональном уровне.
Как полноправный субъект Российской Федерации Республика Карелия стремится извлечь максимум выгоды из расширения сотрудничества и налаживания связей с регионами разных стран. Хотя регионы, составляющие Федерацию, по Конституции России не обладают статусом субъектов международного права, они могут заключать соглашения и осуществлять международные региональные связи на субгосударственном уровне.
Правительство рассматривает международную деятельность как важный инструмент решения социальных и экономических задач, стоящих перед регионом.
4.1. Цели и задачи международной деятельности Республики Карелия
На период 1999-2002 годов и до 2010 года, основными целями международной деятельности Республики Карелия Правительство определяет:
1) поиск и непосредственное привлечение в Республику Карелия дополнительных финансовых средств, предназначенных для социальной сферы, включая здравоохранение, социальное обеспечение, культуру, образование, физическую культуру и спорт;
2) содействие в продвижении и представлении за пределами Российской Федерации интересов предприятий, предпринимательская деятельность которых является экономически и социально значимой как для административно-территориальных образований республики, так и для Карелии в целом;
3) содействие в привлечении в Республику Карелия новых технологий, научных разработок, содействие международному научному сотрудничеству, сотрудничеству в сфере охраны окружающей среды;
4) подготовка высококвалифицированных специалистов за рубежом, прежде всего, в
области государственного и муниципального управления.
Для достижения названных целей международной деятельности Правительство считает необходимым поэтапную реализацию следующих задач:
1) развитие двустороннего сотрудничества Республики Карелия с Финляндией.
Финляндия остается главным страновым приоритетом республики в международной деятельности, занимает ведущее место во внешних связях Карелии. Основной задачей видится выход на качественно более высокий уровень контактов с регионами - союзами коммун Финляндии, в т.ч. посредством создания еврорегиона "Карелия".
Данное сотрудничество имеет развитую договорно-правовую базу межгосударственного и регионального уровня и относится к приоритетам, признанным на федеральном уровне;
2) укрепление позиций республики в странах Северной Европы.
Северная Европа в силу исторических, географических, геополитических, культурно-национальных и других причин является основным объектом международной региональной стратегии Карелии. Подавляющее количество международных проектов республика реализует с регионами стран Скандинавии. Участие республики в программах международных региональных организаций Северного Совета, Совета Министров Северных стран, Комитета Среднего Севера также определяет приоритетность контактов с Севером Европы. В рамках Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕАР) Карелия развивает отношения с губерниями Норрботтен (Швеция), Финнмарк, Нурланд (Норвегия);
3) восстановление связей со странами, входящими в Содружество Независимых Государств.
Сотрудничество со странами СНГ призвано обеспечить более стабильную ситуацию, связанную со сбытом продукции, производимой в Республике Карелия, обеспечением населения и предприятий республики потребительскими товарами, промышленным сырьем, оборудованием, комплектующими, оказанием содействия соотечественникам, сохранением исторически сложившихся национально-культурных связей и межчеловеческих контактов.
Приоритетным в плане развития связей со странами СНГ определено сотрудничество с Республикой Беларусь, основанное на Соглашении между Правительством Республики Карелия и Правительством Республики Беларусь от 28 июня 1999 года;
4) расширение контактов Республики Карелия с регионами стран Западной Европы. Европейский Союз является на сегодня крупнейшим донором международных программ, реализуемых на территории нашей республики.
Представляется целесообразным добиваться членства Карелии в рамках проекта "Еврорегион" или самостоятельно в Ассоциации приграничных регионов Европы для получения доступа к дополнительным финансовым ресурсам;
5) расширение связей городов и районов Республики Карелия с административно- территориальными образованиями зарубежных государств.
Указанная задача ориентирована географически, главным образом, на Северную и Западную Европу, Северную Америку.
Страны данного региона в период 1992-1998 годов в разной степени вовлечены в торгово-экономическое, культурное, гуманитарное сотрудничество с городами и районами Карелии, однако, данные связи носят зачастую спорадический характер, что не позволяет обеспечивать их более эффективное использование;
6) формирование за пределами Российской Федерации имиджа Республики Карелия как региона, благоприятного и способного к приему и размещению иностранных инвестиций, к ведению международной деятельности в сферах экологии и охраны окружающей среды, социальных сферах, в области науки и образования, туризма, в том числе посредством обеспечения условий, необходимых для проведения мероприятий международного уровня.
Достижение целей и реализация задач международной деятельности обусловлены целым рядом как позитивных, так и негативных факторов.
Географическое и геополитическое положение Республики Карелия, значительный ресурсный, туристический, рекреационный, культурный потенциал, развитая структура научных, научно-исследовательских, образовательных учреждений - таков неполный набор факторов, позитивно влияющих на развитие международных связей различного уровня.
Вместе с тем, целый ряд факторов тормозит процесс как установления, так и, главным образом, развития международных отношений, призванных, по определению, стать действенным подспорьем стабилизации экономической и социальной ситуации в республике.