Российская Федерация
Республика Карелия

Правительство Республики Карелия

Постановление


     г. Петрозаводск
     от  27 декабря 1999 года № 168-П

О Программе "Основные направления деятельности Правительства
Республики Карелия по развитию международного сотрудничества
на 1999-2002 годы".


В целях реализации Концепции социально-экономического развития  Республики Карелия на 1999-2002-2010 годы в области международного  сотрудничества Правительство Республики Карелия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Основные направления  деятельности Правительства Республики Карелия по развитию  международного сотрудничества на 1999-2002 годы" (далее - Программа).

2. Органам исполнительной власти Республики Карелия, участвующим в  реализации отдельных направлений внешнеэкономической и международной  деятельности, руководствоваться положениями настоящей Программы при  разработке отраслевых программ и планировании своей деятельности.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Карелия  при осуществлении внешнеэкономических и международных связей учитывать  положения указанной Программы.


Председатель Правительства С.Л. Катанандов



Утверждена постановлением
Правительства Республики  Карелия
от  27 декабря 1999  № 168-П


ПРОГРАММА

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА  РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПО РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА  на 1999-2002 годы"

Содержание Программы


     1. Основные понятия

2. Общий анализ прошедшего периода, предпосылки, условия и особенности развития внешнеэкономической и международной деятельности на ближайший период

     3. Внешнеэкономическая деятельность

     3.1. Внешняя торговля

     3.2. Иностранные инвестиции

     3.3. Валютный и экспортный контроль

     3.4. Миграция иностранной рабочей силы

     3.5. Развитие погранично-таможенной инфраструктуры

     4. Международная деятельность

     4.1. Цели и задачи международной деятельности  Республики Карелия

     4.2. Направления и формы ведения международной деятельности

    4.3. Организационно-техническое и политико-правовое  обеспечение международной деятельности Республики Карелия

     4.4. Приоритеты этапа 1999-2002 годов

     5. Справочно-информационные и статистические материалы


     1. Основные понятия

Международное сотрудничество Республики Карелия, как субъекта Российской Федерации, осуществляется в рамках полномочий, установленных ст.72 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Применительно к настоящей Программе международное сотрудничество включает в себя международные и внешнеэкономические связи Республики Карелия, под которыми понимаются связи с иностранными партнерами, осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях.

Главными отличительными особенностями международного сотрудничества республики можно назвать следующие:

1) наличие иностранного партнера в виде субъекта иностранного федеративного  государства, административно-территориального образования или органа государственной власти иностранного государства, международной организации, организации иностранного государства, субъекта хозяйственной деятельности (юридического или физического лица) иностранного государства;

2) приоритет международного договора, подписанного и ратифицированного Российской Федерацией в установленном законом порядке, над российским законодательством. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и  нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы;

3) наличие таможенных, пограничных, паспортно-визовых, миграционных и других формальностей при пересечении государственной границы Российской Федерации  грузов, физических лиц, гуманитарной помощи, материальных и культурных ценностей;

4) различие правовой среды, регулирование сотрудничества, когда необходимо учитывать право других государств-партнеров, международные договоры, регламенты, правила, обычаи, не входящие в правовую систему Российской Федерации;

5)  присутствие языковых барьеров, осложняющих взаимоотношения и требующих  дополнительных затрат на их преодоление;

   6) применение валюты других государств для осуществления взаиморасчетов и связанное с данным обменом наличие определенных формальностей и контроля в данной сфере, в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными правилами.

Применительно к настоящей Программе внешнеэкономические и международные связи Республики Карелия различаются главным образом по сферам деятельности и субъектам отношений.

   К внешнеэкономическим связям относится деятельность, осуществляемая главным образом в области экономики, инвестиций, финансов, технической помощи. Главными субъектами отношений здесь выступают хозяйствующие субъекты (физические и юридические лица), финансовые организации, органы управления Республики Карелия. Правительство Республики Карелия (далее - Правительство) в своей внешнеэкономической деятельности может выступать как субъект правоотношений с иностранными хозяйствующими субъектами, и как орган, уполномоченный в рамках своей компетенции определенным образом воздействовать на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов и осуществлять контроль за данной деятельностью на своей территории.

К международным связям относится деятельность главным образом в области экологии, социального развития, культуры, гуманитарных связей.

Главными субъектами отношений здесь выступают международные организации и  программы, органы управления и административно-территориальные единицы иностранных государств, Правительство, органы местного самоуправления Республики Карелия,  общественные организации.

Вместе с тем, и внешнеэкономические, и международные связи зачастую выступают единым целым, когда невозможно отделить одно от другого.

Правительство видит в международном сотрудничестве один из важнейших инструментов социально-экономического развития Республики Карелия, призванных содействовать привлечению на ее территорию финансовых ресурсов, зарубежного опыта при решении проблем во многих сферах жизнедеятельности, созданию рабочих мест. Международное сотрудничество помогает сегодня смягчать последствия переходного периода,  экономического и финансового кризиса и создавать условия для экономического роста.

Главной целью Правительства в данной сфере является эффективное использование фактора международного сотрудничества на благо жителей республики и ее социально-экономического развития, в максимальной степени развивая его преимущества и нивелируя его негативное воздействие.

2. Общий анализ прошедшего периода, предпосылки, условия и особенности развития внешнеэкономической и международной деятельности на ближайший период



Характерной чертой со времени начала реформирования экономики Российской Федерации (1992 год) стало усиление влияния сферы внешнеэкономической и международной деятельности на социально-экономическую жизнь Республики Карелия. Доля экспорта республики в ее общем объеме промышленного производства в стоимостном выражении увеличилась с 5 % (1993 год) до 42,3 % (1997 год). В 1 полугодии 1999 года доля экспорта составила 55,2 %. Это позволяет отнести Республику Карелия в разряд экспортноориентированных регионов Российской Федерации.

Во внешнеторговом обороте (ВТО) республики значительно увеличилась доля стран, входящих в Европейский Союз (далее - ЕС) с 25 % в 1993 году до 62,4 % в 1998 году. В целом со всеми странами Европы республика имеет долю ВТО 78 % (1998 г.). При этом, доля ВТО со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) продолжает падать, достигнув 2,4 % в 1998 году, что свидетельствует о преимущественной ориентации внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Карелия на рынки Европы.

Развитие внешнеэкономической и международной деятельности за последние годы оживило товарно-транспортные и пассажирские потоки на карельском участке российско-финляндской границы и послужило стимулом к развитию таможенной и другой технической инфраструктуры (международные пункты пропуска Вяртсиля, Люття, дорога Вяртсиля-Сортавала и др.), а также позволило создать рабочие места в сфере, связанной с данной областью.

В 1998 году границу пересекло более 895 тысяч человек. Поток транспортных средств достиг в 1998 году 776 тысяч единиц. Внешний грузооборот составил более 9,4 млн. тонн (соответственно, в 1994 году - 329 тыс. чел., 570 тыс. единиц транспортных средств и 7,2 млн. тонн грузов).

Географические и геополитические факторы имеют важнейшее влияние на развитие Республики Карелия. Вступление Финляндии в ЕС в 1995 году усилило геополитический фактор и значение Республики Карелия как территории, лежащей непосредственно на границе между двумя крупнейшими европейскими образованиями: ЕС и Российской Федерацией. Это создало предпосылки для развития экономики и социальной сферы Республики Карелия в новых направлениях.

Во-первых, создалась возможность дальнейшей интеграции Республики Карелия в рамках Российской Федерации в европейское экономическое пространство. Приграничное сотрудничество может и должно перейти в свое новое качество.

Во-вторых, создаются предпосылки для расширения транзитной роли Финляндии и Республики Карелия, которые, при соответствующем развитии транспортной инфраструктуры, особенно в Республике Карелия, способны соединить Европейский Север России с Северной Европой, а также с Центральной Европой через ряд финских портов. Сегодня через Финляндию, как страну ЕС, проходит до половины товарооборота стран ЕС и России. Данный товарооборот обслуживают 24 хорошо оборудованных финских порта, работающих круглогодично. Увеличению грузопотоков от финских портов на северо-европейскую часть России способствует единая ширина железнодорожной колеи в России и Финляндии. Кроме того, северо-западный регион России играет и будет играть ключевую роль в производстве электроэнергии и добыче природно-сырьевых материалов, что создает предпосылки дальнейшего роста товарного обмена между рынками стран Евросоюза и Европейским Севером России.

В настоящее время закладываются основы для реализации вышеуказанных направлений. В 1995 году страны Европейского Союза и Российская Федерация назвали северо-западный регион России в качестве приоритетного в рамках программы Тасис. В 1997 году в Петрозаводске открыто одно из 6 технических бюро Тасис по России.

Со своей стороны, Финляндия выдвинула концепцию "Северное измерение в политике Европейского Союза", где Республике Карелия отводится важное место в дальнейшем развитии сотрудничества Европейского Союза и России. Сегодня, в рамках процесса сближения и интеграции прорабатывается идея создания Еврорегиона "Карелия", выдвинутая нашей республикой, куда войдут Республика Карелия и Восточная Финляндия.

Труднореализуемой, но реальной остается идея создания свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) экспортного производства в районе г. Костомукши. Значение данной идеи возрастает в связи с глубоким финансово-экономическим кризисом, надолго подорвавшим доверие иностранных инвесторов к России. Утвержденная Правительством Концепция создания Костомукшской СЭЗ является важным шагом к возможности привлечения иностранных инвестиций. Создание СЭЗ безусловно будет увеличивать инвестиционный потенциал республики.

С 1994 года Карелия активизировала свое участие в рамках сотрудничества Баренцева Евроарктического региона, а в 1995 году присоединилась к сотрудничеству по линии Совета государств Балтийского моря.

В 1994 году Карелия признана приоритетным регионом для финансирования в рамках программ Совета Министров Северных стран, в 1995 году - по программам ЕС Тасис и Тасис/трансграничное сотрудничество, в 1996 году - по европейской программе Интеррег-Карелия.     

В рамках названных программ с 1997 года начато финансирование по проектам Тасис на общую сумму в 25 млн. ЭКЮ. Среди проектов, уже реализованных, финансируемых или планируемых к финансированию, такие, как: очистные сооружения в г. Лахденпохье, Сортавале и еще в 9 городах и населенных пунктах Карелии; сельскохозяйственные проекты, включая центры технического обслуживания и проката сельхозмашин в Видлице, Новой Вилге, Сортавале, Калевале, выращивания овощей в Прионежском районе; управление лесными ресурсами; реформа системы здравоохранения и социального обеспечения в Республике Карелия; энергообеспечение и энергосбережение, создание и развитие сети национальных и природных парков в приграничье.

Стратегическим партнером Республики Карелия является Финляндия, которая, в рамках собственных интересов постоянно оказывает содействие в продвижении и реализации многих проектов. За период с 1994 года по настоящее время на территории Карелии реализовано и реализуется 250 совместных карельско-финляндских проектов в рамках приграничного сотрудничества с финансированием из госбюджета Финляндии на сумму 80 млн. финских марок, из которых наиболее важными являются: строительство овощехранилища в Олонецком и Медвежьегорском районах; молокозавода в п.Эссойла; обучение и помощь фермерам; строительство автодороги Сортавала - Вяртсиля; поставки модульных котельных для населенных пунктов фирмой "Оннинен" и другие.

Одним из важных результатов сотрудничества Карелии, Финляндии, Швеции и Норвегии явились два крупных транснациональных проекта, подготовленных и представленных для принятия решений о финансировании в ЕС:

проект коридора развития "Атлантика - Карелия", охватывающий своим влиянием южную часть Карелии;

проект коридора развития "Архангельский коридор", зона влияния которого распространяется на северные районы Карелии, и основой которого является строящаяся коммерческая дорога Ледмозеро-Кочкома.

В целом, за 1994-1998 годы на территории Карелии реализовано и осуществляется 348 проектов с партнерами - регионами государств Европы и в рамках европейских программ на общую сумму в 38 млн. долл. США.

Важным фактором развития для многих городов и районов республики стали побратимские связи с регионами других стран. Договоры о дружбе и сотрудничестве заключены и действуют более чем с 60 городами и коммунами Финляндии, 5 населенными  пунктами и коммунами Швеции, 3 городами и коммунами Норвегии.

Республика Карелия установила дружеские отношения с четырьмя губерниями Финляндии (Северная Карелия, 1992 год; Оулу, 1993 год; Миккели, 1992 год; Средняя Финляндия, 1994 год), двумя союзами коммун (Северное Саво, 1993 год; Кески-Суоми, 1995 год); с губерниями Швеции и Норвегии (Вестерботген, 1994 год и Тромс, 1994 год), штатом США (Вермонт, 1989 год) и Республикой Аджария (Грузия, 1995 год).

Сфера внешнеэкономической и международной деятельности во многом определяет сегодняшний экономический потенциал республики. Следуя логике развития мировой экономики, процессам ее глобализации, необходимо исходить из того, что объективно будет идти дальнейшее вхождение России, а вместе с ней и Карелии, в мировую экономическую систему. Процессы взаимопроникновения экономик стран будут нарастать. Усилится конкурентная борьба между субъектами хозяйственной деятельности.

Неизбежно усиление конкурентной борьбы регионов России за инвестиции, в том числе иностранные, за транспортные потоки.

Развитие внешнеэкономических связей будет происходить в условиях фактического выравнивания внутренних и мировых цен и издержек по основной номенклатуре экспорта, что потребует иных подходов к повышению его конкурентоспособности и эффективности. За годы реформ накоплена и совершенствуется государственная и ведомственная (таможенная, банковская и др.) региональная статистика, позволяющая более точно судить о происходящих процессах, планировать свою деятельность и реализовывать поставленные задачи. За это же время республика стала членом ряда международных организаций и участвует в реализации многих международных программ. Накоплен опыт в международной деятельности, что создает новые возможности по привлечению материальных, финансовых и других ресурсов для стабилизации ситуации и создания основ будущего развития,

Хорошие предпосылки для дальнейшего приграничного сотрудничества во всех сферах создает "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией" от 24 июня 1994 года, вступившее в силу 1 декабря 1997 года, а также реализация Концепции "Северное измерение в политике ЕС". Предполагается, что в планируемом периоде не произойдет вступления России в члены ВТО (Всемирной торговой организации) из-за целого комплекса проблем, требующих поиска компромиссных решений. Поэтому в своей основе будут сохранены как российские протекционистские барьеры, защищающие российского производителя, так и ограничения со стороны иностранных государств на импорт из России целого ряда сырья и товаров.

Особого внимания Правительства Республики Карелия потребует Северная Европа, и в первую очередь Финляндия, где Республика Карелия имеет все объективные предпосылки для рациональной интеграции и развития сотрудничества во всех сферах.

Наряду с внешними факторами, на внешнеэкономическую деятельность будут оказывать влияние внутрироссийские условия. Августовский (1998 год) финансовый кризис привел к девальвации рубля и росту инфляции. Следует ожидать продолжения этой тенденции, но в более "мягком" виде. Произошло резкое снижение покупательной способности основной части населения. Поэтому дальнейшая внешнеэкономическая деятельность будет обусловлена с одной стороны достаточно благоприятными внутренними условиями для развития экспорта, с другой - факторами сдерживания импортных поставок. Кроме того, ожидается, что до 2001 года будут иметь место падение мировых цен на сырье и лесотовары, что отразится на стоимостных показателях объемов экспорта Республики Карелия. Не уменьшатся инвестиционные риски для иностранных инвесторов. Сильнейшее негативное влияние на развитие всей внешнеэкономической и международной деятельности может оказать реальное введение в действие ст.11-1 Закона Российской Федерации "О государственной границе" из-за введения дополнительных пограничных сборов. Это приведет к введению ответных мер западных партнеров, увеличит двухсторонние издержки.

С точки зрения экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности, Карелия имеет и будет иметь свои особенности, усиливающие общероссийские факторы.

Республика располагает лесными ресурсами, находящимися вплотную к границе и имеющими экспортную ценность, что создает угрозу массового вывоза необработанных лесоматериалов по низким ценам в ущерб экономике республики.

Исторически сложившиеся различия в структуре цены на необработанную древесину по обе стороны границы еще больше благоприятствуют продаже леса на корню финским заготовителям и вывозу его в Финляндию. Финскими заготовителями условно определена примерно 200-километровая зона карельской территории, в пределах которой имеется прямая выгода заготовки и вывоза необработанной древесины на экспорт посредством своего автомобильного транспорта.

Вышеуказанные причины создали угрозу дефицита сырья для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Республики Карелия, не поощряют экспортеров на глубокую переработку древесины. Либерализация внешнеэкономической деятельности и вышеназванные особенности республики привели к необоснованному росту числа так называемых неорганизованных экспортеров в области лесной и целлюлозно-бумажной промышленности (более 350), что явилось причиной падения общей эффективности экспорта древесины.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»