| | | | | | | | | | | |
1 | Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "город Ульяновск" на период 2011 - 2020 годов" (далее - Программа) |
2 | Правовые основы разработки Программы | Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ); постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд"; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара"; постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273; постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "Об утверждении Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности"; постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис"; постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 20 "Об утверждении Правил предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к Правилам определения класса энергетической эффективности для многоквартирных домов"; приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 183-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"; СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий"; распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.11.2009 N 673-пр "О первоочередных мерах по повышению энергоэффективности на территории Ульяновской области", с изменениями; приказами Минэкономики Ульяновской области от 30.08.2010 N 06-88 - N 06-94 "Об утверждении требований к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности"; постановлением Правительства Ульяновской области от 11.02.2011 N 44-П "Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Ульяновской области"; распоряжением Минэкономики Ульяновской области от 23.11.2010 N 618-Р "Об утверждении примерных форм документов для проведения торгов и запросов котировок на энергосервис"; приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области от 03.12.2010 N 53-од "Об утверждении примерной формы энергосервисного договора (контракта)"; Территориально-строительными нормами 23-335-2002 Ульяновской области "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите"; Уставом муниципального образования "город Ульяновск"; постановлением мэрии города Ульяновск от 23.11.2010 N 6234 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Модернизация наружного освещения города Ульяновска в 2011 - 2015 гг."; постановлением мэрии города Ульяновска от 23.11.2010 N 6249 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие малоэтажного индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" на 2011 - 2015 гг."; постановлением мэрии города Ульяновска от 23.11.2010 N 5540 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Школьные окна" на 2011 - 2015 гг."; постановлением мэрии города Ульяновска от 25.08.2010 N 4397 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Газификация муниципального образования "город Ульяновск" в 2010 - 2012 годах"; постановлением мэрии города Ульяновска от 19.07.2010 N 3679 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Капитальный ремонт крыш многоквартирных домов на территории муниципального образования "город Ульяновск" на 2010 - 2012 гг." |
3 | Заказчик Программы | Администрация города Ульяновска. Юридический адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д. 7. Глава администрации города Ульяновска, тел. 41-45-08 (приемная); e-mail: meria@mv.ru |
4 | Руководитель Программы | Председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, 432701, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, дом 15, (8422)27-00-46 |
5 | Разработчик Программы | ООО "Технологический институт "ВЕМО" Юридический адрес: 115162, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 62; тел. (499)237-72-88, Директор Сучков В.И. |
6 | Цели и задачи Программы | Цель Программы - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов потребителями города за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Задачи Программы: - повышение качества жизни населения и снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города, на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энерго-, ресурсосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на единицу общей площади жилых домов; - повышение финансовой устойчивости городской экономики за счет компенсации роста нагрузки на бюджет путем снижения удельных расходов энергии и ресурсов; - обеспечение надежного функционирования и динамичного развития всех отраслей экономики города, позволяющего сформировать безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов; - повышение экологической эффективности и безопасности на основе рационального и экологически ответственного использования энергии и ресурсов, способствующих обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду; - формирование целостной системы управления процессом повышения энергоэффективности экономики города, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти муниципального образования "город Ульяновск", а также хозяйствующих субъектов и населения; - формирование системы мониторинга потребления ресурсов, энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех секторах экономики города и системы информационной и образовательной поддержки деятельности в данной сфере; - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы; - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах теплоснабжения; - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах электроснабжения; - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в системе наружного освещения города; - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в транспортном комплексе города; - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в промышленности; - создание необходимых и достаточных условий по реализации частно-государственного партнерства в рамках целевых соглашений по повышению энергоэффективности в энергоемких сферах экономической деятельности (в том числе в электроэнергетике, нефтеперерабатывающей промышленности, на железнодорожном транспорте) и при реализации программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности; - создание необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации; - формирование системы выделения бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования реализации проектов по повышению эффективности использования энергии, развитию возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий; - создание эффективной системы стимулирования повышения энергоэффективности и учета в качестве критерия выделения денежных средств из городского бюджета округам города в целях применения на их территории энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий и реализации окружных программ повышения эффективности использования энергии; - формирование тарифной политики, стимулирующей экономию ресурсов; - создание стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства энергоэффективного оборудования и материалов в муниципальном образовании "город Ульяновск"; - обеспечение формирования новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии, энергетических и природных ресурсов у всех слоев населения; - обеспечение формирования и развития вида деятельности по повышению энергоэффективности за счет создания устойчивой институциональной среды, включая частно- государственные партнерства, саморегулируемые общественные организации, специализированный энергосервисный бизнес, консалтинговые и проектные организации |
7 | Сроки и этапы реализации Программы | Мероприятия реализуются в 2 этапа: первый этап - 2011 - 2015 годы; второй этап - 2016 - 2020 годы |
8 | Перечень основных мероприятий Программы | 1. Мероприятия в жилищной сфере включают: - оснащение жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, подомовыми коммерческими приборами учета и средствами регулирования потребления энергии; - оснащение квартир в многоквартирных жилых зданиях поквартирными коммерческими приборами учета и оснащение индивидуального жилищного фонда, подключенного к системам централизованного снабжения коммунальными ресурсами, приборами учета; - строительство всех новых жилых и общественных зданий по ТСН Ульяновской области с повышенными требованиями к снижению удельного расхода энергии; - повышение доли капитального ремонта многоквартирных жилых зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, до 3% - к 2012 г., и до 4% - в 2012 - 2016 гг., и до 5% - в 2016 - 2020 гг. с введением требования снижения удельного расхода на цели отопления по итогам комплексного капитального ремонта не менее чем на 30%; - утепление квартир и мест общего пользования в многоквартирных зданиях, не подлежащих капитальному ремонту; - повышение энергоэффективности крупногабаритных электробытовых приборов; - мероприятия в сфере нетрадиционной и возобновляемой энергетики включают: - использование солнечной энергии; - использование теплонасосных систем. 2. Мероприятия Программы, реализуемые на объектах бюджетной сферы, включают: - оснащение приборами учета тепловой энергии, природного газа и электроэнергии всех объектов бюджетной сферы, подлежащих оснащению приборами учета в соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ, который требует до 1 января 2012 г.; - строительство всех новых жилых и общественных зданий по территориально-строительным нормам (ТСН) Ульяновской области с повышенными требованиями к снижению удельного расхода энергии; - повышение доли бюджетных зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту по энергоэффективным проектам, до 3% - к 2015 г. и до 4% - к 2020 г.; - меры по утеплению рабочих помещений и мест общего пользования в зданиях, не подлежащих комплексному капитальному ремонту; - повышение эффективности систем освещения бюджетных зданий посредством полной замены люминесцентных ламп стандарта Т12 и Т8 на лампы стандарта Т5; - закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для организаций бюджетной сферы; - проведение энергетического обследования не реже 1 раза в 5 лет на всех объектах бюджетной сферы. 3. Мероприятия в системах теплоснабжения включают: - модернизацию тепловых сетей; - строительство тепловых сетей; - реконструкцию муниципальных котельных; - установку водоподготовительного оборудования в муниципальных котельных; - установку приборов учета отпуска тепловой энергии (теплосчетчиков) в муниципальных котельных; - установку приборов учета отпуска тепловой энергии в тепловых камерах на границе магистральных и распределительных тепловых сетей; - реконструкцию центральных тепловых пунктов; - установку частотно-регулируемого привода на насосное оборудование повысительных насосных станций; - строительство новых локальных котельных; - разработка схемы теплоснабжения города. 4. Мероприятия в электроэнергетике включают: - реконструкцию трансформаторных подстанций, введенных в эксплуатацию до 1980 года; - реконструкцию воздушных линий электрических сетей среднего и низкого напряжения, введенных в эксплуатацию до 1980 года; - реконструкцию кабельных линий электрических сетей среднего и низкого напряжения, введенных в эксплуатацию до 1980 года; - внедрение автоматизированной информационно- измерительной системы коммерческого учета электроэнергии; - строительство новых электрических сетей среднего и низкого напряжения; - разработка схемы электроснабжения города. 5. Мероприятия в системах уличного освещения включают: - внедрение энергоэффективного оборудования; - внедрение энергосберегающих технологий; - внедрение системы АИИСКУЭ; - оптимизацию режима работы источников освещения транспортных тоннелей; - проведение ограничения по освещенности установок наружного освещения; - разработку режимов экономии электроэнергии в зданиях; - экономию тепловой энергии в зданиях; - замену светильников в установках наружного освещения на светильники с энергосберегающими лампами; - замену светильников на светодиодные; - внедрение регуляторов напряжения наружного освещения; - замену светильников в установках с завышенным уровнем освещенности относительно норм. 6. Мероприятия на транспортном комплексе включают: - перевод автобусов на сжатый газ; - разработку перспективного городского плана работы транспорта; - организацию курсов по эффективному вождению; - замену старых трамваев и троллейбусов на более экономичные модели; - замену электрооборудования трамваев и троллейбусов. 7. Мероприятия в промышленности включают: - внедрение эффективных электродвигателей и оптимизацию электродвигателей; - внедрение регулируемого электропривода в промышленности; - внедрение систем эффективного производственного освещения; - внедрение систем эффективного пароснабжения |
9 | Исполнители Программы | Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска; Управление по строительству и территориальному развитию администрации города Ульяновска; Управление образования администрации города Ульяновска; Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска; Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска; Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска; Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска; Комитет по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска |
10 | Объемы финансирования по источникам и срокам | Всего на реализацию Программы из различных источников финансирования потребуется 57060,27 млн руб., в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 6756,07 млн руб., из внебюджетных источников - 50304,2 млн руб.; в том числе по годам: в 2011 году - 4402,48 млн руб., в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 815,98 млн руб., из внебюджетных источников - 3586,5 млн руб.; в 2012 году - 5017,48 млн руб. в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 988,08 млн руб., из внебюджетных источников - 4029,4 млн руб.; в 2013 году - 5788,9 млн руб. в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 873,2 млн руб., из внебюджетных источников - 4915,7 млн руб.; в 2014 году - 4896,02 млн руб. в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 783,72 млн руб., из внебюджетных источников - 4112,3 млн руб.; в 2015 году - 5616,4 млн руб. в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 475,0 млн руб., из внебюджетных источников - 5141,4 млн руб.; в 2016 - 2020 годах - 31338,99 млн руб. в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 2820,09 млн руб., из внебюджетных источников - 28518,9 млн руб. |
11 | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Экономический эффект от реализации Программы будет состоять в: - снижении общего уровня потребления энергии и ресурсов отраслями экономики города на объектах существующей застройки на 25 - 30% к базовому уровню - 3752 тыс. тут (без учета ТЭЦ города), что равно годовому потреблению энергии всеми объектами города (за вычетом потребления топлива на ТЭЦ), и, как следствие, снижение расходов на оплату энергии и воды всеми потребителями города в процессе реализации Программы - 57132 млн. руб. (в ценах соответствующих лет); - снижении расходов семьи на оплату жилищно- коммунальных услуг в среднем на 15 - 25% в расчете на 1 кв. м жилой площади в пределах социальной нормы жилой площади в сопоставимых ценах, что позволит использовать часть этой экономии на оплату услуг в рамках энергосервисных контрактов. Суммарно расходы на энергоносители и воду в жилых зданиях города за счет повышения энергоэффективности должны снизиться в 2011 - 2020 гг. на 21498 млн. руб.; - снижении расходов муниципального бюджета в части оплаты коммунальных услуг для действующих бюджетных учреждений на 15 - 25% в сопоставимых ценах по сравнению с базовым уровнем - в 2011 - 2020 гг. на 1079 млн. руб.; - потенциальной возможности продажи квот на выбросы в объеме 8180 тыс. т экв. двуокиси углерода (СО ) по цене 10 долл./т экв. двуокиси углерода (СО ) на сумму 2 2 2726 млн. руб.; - возможности высвобождения до 2015 года не менее 393 Гкал/ч тепловой мощности и не менее 24 тыс. кВт электрической мощности, что позволит обеспечить подключение к системам теплоснабжения и электроснабжения новых жилых домов и, тем самым, существенно снизить потребность в расширении мощностей источников и сетей при развитии экономики города; - многократном расширении рыночной ниши для энергосберегающей продукции, развитии в городе Ульяновске нового вида деятельности по повышению энергоэффективности за счет создания устойчивой институциональной среды, включая частно-государственные партнерства и специализированный энергосервисный бизнес, что позволит превратить на этой основе город Ульяновск в один из городов-лидеров в сфере повышения энергоэффективности; - масштабном внедрении новых схем стимулирования и привлечения инвестиций в проекты по повышению энергоэффективности, развитии института энергосервисных контрактов и привлечения через этот механизм внебюджетных источников финансирования, включая кредитные ресурсы, наряду с применением инновационных схем выделения бюджетных ассигнований для поддержки и стимулирования реализации проектов. Социальный эффект от реализации Программы будет состоять в: - масштабном использовании апробированных, отлаженных инновационных энергоэффективных технических решений, а также финансовых, информационных и институциональных механизмов реализации муниципальной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, обеспечивающем рост качества жизни населения, надежность функционирования инженерных сетей квартальной застройки при снижении нагрузки по оплате коммунальных услуг как на муниципальный, так и на семейные бюджеты; - формировании новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергетических и природных ресурсов у всех слоев населения, управляющих компаний и ресурсоснабжающих предприятий, а также укрепление институтов самоуправления в жилищной сфере. Результатом Программы также станет существенное укрепление информационной и статистической базы мониторинга и управления процессами повышения энергоэффективности и развитие кадрового потенциала; - снижение вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду, на 10 - 15% к базовому уровню, в т.ч. парниковых газов на 8180 тыс. т экв. двуокиси углерода (СО ), а 2 также вредных выбросов от автомобильного транспорта на 97 тыс. т, что позволит укрепить на этой основе здоровье населения города |
12 | Система контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляется Главой администрации города Ульяновска. Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска представляет: - ежемесячно до 10 числа в Финансовое управление администрации города Ульяновска информацию об использовании финансовых средств в целом по Программе и мероприятиям Программы; - ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, независимо от осуществления финансирования мероприятий Программы в Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнерства администрации города Ульяновска отчет по мероприятиям Программы; - ежегодно до 1 февраля в Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнерства администрации города Ульяновска отчет о выполнении Программы в отчетном году. Исполнители Программы: Управление по строительству и территориальному развитию администрации города Ульяновска и Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновск организуют работу по модернизации и повышению энергоэффективности системы уличного освещения города в рамках Программы. Управление образования администрации города Ульяновска, Комитет здравоохранения администрации города Ульяновска, Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска, Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска организуют работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на подведомственных объектах бюджетного сектора. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска организует работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в транспортном комплексе, работу по модернизации и повышению энергоэффективности системы уличного освещения города в рамках Программы. Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска организует работу по энергосбережению и повышению энергоэффективности в промышленности. Комитет по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска осуществляет контроль за реализацией Программы, а также мониторинг реализации программных мероприятий |
13 | Целевые индикаторы и показатели | Наименование показа | Ед. измерения | Показатели результативности выполнения Программы |
| Программы | теля результативности | | Базовое значение | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 - 2020 гг. | Целевое значение показателя |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | Экономия электро-энергии | млн кВт·ч | 50 | 81,5 | 114,72 | 152,4 | 193,114 | 234,82 | 1226,62 | 2003,174 |
| | Экономия тепловой энергии | тыс. Гкал | 22 | 588,12 | 1185,3 | 1548,49 | 1837,7 | 2113,86 | 14816,16 | 22089,63 |
| | Экономия сетевого газа | млн м3 | 0 | 3,3 | 4,24 | 5,142 | 7,04 | 8,98 | 48,3 | 77,002 |
| | Экономия жидкого топлива | тыс. тут | 0 | 2 | 4 | 14 | 25 | 29 | 143 | 217 |
| | Экономия всех энергоресурсов | тыс. тут | 9 | 99,48 | 192,04 | 260,62 | 319,8 | 350,92 | 2446,375 | 3669,235 |
| | Экономия воды | млн м3 | 2 | 3,97 | 4,965 | 5,96 | 7,95 | 8,95 | 23 | 54,795 |
| | Объем сокращения потребности в строительстве тепловой мощности за счет энергосберегающих мероприятий | Гкал/ч | 4 | 110 | 221 | 288 | 342 | 393 | - | 1354 |
| | Снижение потребности в строительстве электрической мощности | тыс. кВт | 5 | 8 | 12 | 15 | 20 | 24 | - | 79 |
| | Снижение выбросов двуокиси углерода | тыс. т экв. СО2 | 30 | 192 | 368 | 501 | 630 | 769 | 5717 | 8180 |
| | Экономия затрат в текущих ценах | млн руб. | 155 | 1118 | 2218 | 3194 | 4253 | 5463 | 40870 | 57116 |