Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "город Ульяновск" на период 2011 - 2020 годов (с изменениями на 20 сентября 2013 года)

1.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в
жилищном фонде


Базовое потребление энергии в жилых домах города Ульяновска общей площадью 13,8 млн. кв. м, включая 3095 многоквартирных общей площадью 11,8 млн. кв. м (по данным 2010 г.), составило 1196,2 тыс. тут, или 39,4% всего конечного потребления энергии. Из них 54,7% приходится на природный газ, 39,4% - на тепловую энергию, 3,1% - на электроэнергию и по 1,4% на твердое и жидкое топливо.

Средний удельный расход энергии в жилых домах в 2009 г. составил 86,4 кгут/кв. м/год, что существенно выше среднего по России значения (45,5 кгут/кв. м/год), что связано главным образом с высоким уровнем потребления газа. Средний удельный расход тепловой энергии на цели отопления (по централизованно отапливаемому жилищному фонду) составил 0,238 Гкал/кв. м/год в холодном 2009 году.

Обеспеченность жилых зданий приборами учета согласно данным мониторинга Фонда содействия реформированию ЖКХ в целом по городу довольно низкая, за исключением индивидуальных приборов учета электроэнергии. Обеспеченность коллективными приборами учета составляет: по электроэнергии - 2782 шт. (примерно 89,9% многоквартирных жилых зданий), по которым оплачивается 48,4% электроэнергии, потребляемой в МКД;

по тепловой энергии - 941 шт. (примерно 30,4% многоквартирных жилых зданий), по которым оплачивается 24,5% тепловой энергии, потребляемой в МКД;

по ГВС - 527 шт. (примерно 17,0% многоквартирных жилых зданий), по которым оплачивается 23,7% горячей воды, потребляемой в МКД;

по газу - 10 шт. (примерно 0,3% многоквартирных жилых зданий).

Городские нормативы расхода тепловой энергии на цели отопления рассчитаны на 5474 градусо-суток отопительного периода (нормативное значение по ТСН). Установка прибора учета тепла позволяет снизить оплачиваемый объем тепловой энергии примерно на 15 - 20%. За счет реализации мер по повышению энергоэффективности технически можно снизить потребление тепловой энергии в жилых домах, построенных до 2000 года, в среднем на 40% от базового уровня потребления, в т.ч. в системе отопления - на 45%, в системе ГВС - на 33%.

Согласно требованиям Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Данные требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

В городе Ульяновске необходимо оснастить приборами учета тепловой энергии 1214 многоквартирных домов, из них до 1 января 2013 года может быть капитально отремонтировано около 100 жилых домов. Таким образом, до 1 июля 2012 года должны быть оснащены домовыми приборами учета и регулирования тепловой энергии 1114 многоквартирных домов, которые могут быть установлены в составе индивидуальных тепловых пунктов и оснащены автоматическими узлами управления. Также необходимо оснастить примерно 2568 многоквартирных домов приборами учета воды и 313 многоквартирных домов многотарифными приборами учета электроэнергии. К началу 2012 года предстоит оснастить около 200 тыс. квартир приборами учета холодной воды и около 170 тыс. квартир приборами учета горячей воды.

Из 11217 (данные 2008 года) индивидуально-определенных жилых домов около 6 тысяч не имеют централизованного водоснабжения. Приборами учета потребления воды оснащены не более 10% индивидуально определенных жилых домов, подключенных к системам централизованного водоснабжения. Таким образом, приборы учета холодной воды должны быть установлены на 8 - 9 тысяч индивидуально-определенных жилых домов.

Из 231,1 тысячи абонентов, присоединенных к распределительным электрическим сетям, на оснащенные приборами учета электрической энергии с определением потребления электроэнергии по зонам суток, приходится небольшое количество абонентов. Программа предусматривает замену к 2015 году не менее 50%, а к 2020 году - всех устаревших моделей электросчетчиков на многотарифные модели повышенного класса точности. Природным газом газифицировано 146,7 тыс. квартир.

В рамках Программы перечисленные мероприятия по установке индивидуальных приборов учета относятся к числу обязательных для реализации в квартирах, расположенных на территории города, за исключением квартир, где соответствующее оборудование уже установлено.

Значительный энергосберегающий эффект на жилищном фонде достигается за счет проведения мероприятий по капитальному ремонту.

Повышение доли капитального ремонта многоквартирных домов подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, должно привести к снижению удельного расхода на цели отопления по итогам комплексного капитального ремонта не менее чем на 30%. В рамках реализации Программы должны быть комплексно капитально отремонтированы по энергосберегающим проектам 766 многоквартирных домов.

Программа определяет, что в 2011 - 2020 гг. построенные в городе новые или прошедшие капитальный ремонт многоквартирные дома, общей площадью не менее 1000 тыс. кв. м, должны соответствовать классу энергетической эффективности "А", а общей площадью не менее 2000 тыс. кв. м - классу энергетической эффективности "В".

Экономия энергоресурсов в многоквартирных домах, не подлежащих комплексному капитальному ремонту, обеспечивается за счет мер по утеплению данных домов и квартир. Программа включает меры по утеплению квартир и мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, площадью не менее 1000 тыс. кв. м, к 2015 году, а к 2020 году - площадью не менее 2000 тыс. кв. м, а также стимулирование утепления индивидуально определенных жилых домов площадью не менее 1000 тыс. кв. м к 2015 году, а к 2020 году - площадью не менее 2000 тыс. кв. м.

В рамках Программы достижение значительных эффектов планируется за счет экономии электрической энергии.

В местах общего пользования всех многоквартирных домов города Программа предусматривает к 2015 году замену не менее 100 тысяч ламп накаливания на энергоэффективные источники света и установку не менее 85 тысяч датчиков присутствия. Кроме того, начиная с 2013 г. планируется в качестве эксперимента установка на крышах жилых многоквартирных домов солнечных батарей для снабжения электроэнергией систем освещения мест общего пользования. Всего в 2013 - 2020 гг. планируется ввести 144 кВт установленной мощности.

В рамках Программы также будет обеспечено повышение эффективности систем квартирного освещения за счет замены ламп накаливания на компактные люминесцентные лампы и (или) светодиоды с доведением их доли в структуре источников света до 25% в 2015 году и 50% в 2020 году.

Также Программа предусматривает повышение энергоэффективности крупных электробытовых приборов за счет стимулирования замены холодильников, морозильников и стиральных машин со сроком службы свыше 15 лет на новые энергоэффективные модели - класса А и выше.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать факт, что потенциал экономии энергии в жилищном фонде высок. Решение комплекса обозначенных выше проблем, приводящих на сегодняшний день к низкому уровню энергоэффективности жилых домов, планируется путем реализации раздела 1 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в жилищном фонде", предполагающего экономию потребляемых энергоресурсов за счет проведения комплексного капитального ремонта жилищного фонда и улучшения теплозащитных характеристик жилых домов; поэтапной замены ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства, включая оснащение ими мест общего пользования многоквартирных домов и жилых помещений; установки солнечных батарей на крышах многоквартирных домов для выработки электроэнергии на цели освещения мест общего пользования; домов поэтапный переход на приборный учет потребляемых энергии и ресурсов.