Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "город Ульяновск" на период 2011 - 2020 годов (с изменениями на 20 сентября 2013 года)

1.7. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в
транспортном комплексе


На долю транспорта приходится 94,9% всего потребления жидкого топлива в городе. Еще 5,1% - это потребление жидкого топлива на ТЭЦ и котельных.

В 2009 году парк автомобилей, находящихся в собственности крупных и средних предприятий города, составил - 10824 ед., в т.ч.:

грузовых автомобилей - 2587 ед. общей грузоподъемностью 17,2 тыс. тонн; пикапы и легковые фургоны - 666 ед. общей грузоподъемностью 0,6 тыс. тонн;

легковых автомобилей - 3370 ед.;

пассажирских автобусов (включая маршрутные таксомоторы) - 1036 ед.;

специальных автомобилей - 2265 ед.

Большая часть грузовых автомобилей потребляет бензин (1193 ед.) и дизельное топливо (1113 ед.). Более половины парка это автомобили со сроком службы более 10 лет. Грузооборот по средним и крупным предприятиям составил 135,5 млн. т·км в 2009 году.

Из 1036 пассажирских автобусов средних и крупных предприятий города потребляет бензин 823, а дизельное топливо - 180 ед. Примерно 39% парка - это автобусы со сроком службы более 10 лет. Пассажирооборот по средним и крупным предприятиям составил 249,1 млн. пасс.·км в 2009 году.

В 2009 году парк автомобилей, находящихся в собственности малых предприятий, составил 1144 ед., в т.ч.:

грузовых автомобилей - 514 ед. общей грузоподъемностью 3,7 тыс. тонн;

пикапы и легковые фургоны - 63 ед. общей грузоподъемностью 0,5 тыс. тонн;

легковых автомобилей - 319 ед.;

пассажирских автобусов (включая маршрутные таксомоторы) - 128 ед.;

специальных автомобилей - 120 ед.

Примерно 38% парка грузовых автомобилей, находящихся в собственности малых предприятий, это автомобили со сроком службы более 10 лет. Грузооборот по малым предприятиям составил 54,3 млн. т·км в 2009 г.

Пассажирооборот по малым предприятиям составил 78,8 млн. пасс.·км. Для решения проблем низкой энергоэффективности в транспортном комплексе планируется:

    -  с  2015 года обновление парка городских автобусов на основе введения
городских стандартов на максимальные средние (по парку) показатели выбросов двуокиси  углерода    и (или) на показатели топливной экономичности новых

автобусов  по классам вместимости, определяющих повышение средней топливной
экономичности  автобусов на 100 км пробега не менее чем на  10% к 2020 году
в сравнении с 2010 годом;


- перевод к 2015 году на использование сжатого природного газа не менее 100 автобусов, работающих на городских маршрутах. Снижение за счет этих мер вредных выбросов на 12,6 тыс. т в год;

- организация курсов по энергоэффективному вождению, с обязательной переподготовкой водителей автобусов раз в 5 лет.

В городе также развита инфраструктура электротранспорта. Согласно данным МУП "УЭТ" на балансе предприятия на 1 июня 2011 года находилось 222 трамвайных вагона и 55 троллейбусов. Общая протяженность трамвайных путей в г. Ульяновске в настоящее время составляет 129,5 км одиночного пути (о.п.), развернутая длина контактной сети троллейбуса - 53,9 км.

Потребление электроэнергии трамваями и троллейбусами в 2010 г. составило 34634 тыс. кВт·ч, в том числе электротяга трамваев - 24167 тыс. кВт·ч, троллейбусов - 7230 тыс. кВт·ч. Удельный расход электроэнергии на тягу электротранспорта на протяжении последних трех лет неуклонно рос: по трамваям с 190,2 до 201,1 кВт·ч/1000 т·км брутто, а по троллейбусам - с 179,6 до 194,1 кВт·ч/1000 т·км брутто. Пробег трамваев в 2010 году составил 6719,3 тыс. км, а троллейбусов 3325,5 тыс. км. В общей сложности электротранспортом было перевезено 36696,4 тыс. человек.

В настоящее время в системе электротранспорта города реализуется муниципальная целевая программа "Обновление городского электрического транспорта муниципального образования "город Ульяновск" на 2011 - 2015 гг.", которая предусматривает приобретение 27 единиц трамвайных вагонов и 16 единиц троллейбусов. Замена трамваев позволит сэкономить к концу 2015 г. 2362,5 тыс. кВт·ч или примерно 13510 тыс. руб.; троллейбусов - 864 тыс. кВт·ч или 5061 тыс. руб.

Кроме того, проводится модернизация электрооборудования трамвайных вагонов Т-3, которая заключается в замене контакторно-резисторной системы управления тяговым приводом на комплект электрооборудования на базе преобразователя постоянного тока на IGBT-транзисторах с микропроцессорным управлением. Применение преобразователей тягового привода обеспечит:

- экономию электроэнергии до 50% за счет изменения принципа регулирования и обеспечения рекуперации энергии в режиме торможения;

- плавность регулирования тягового и тормозного усилий, что также снизит расход энергии;

- защиту от юза и буксования, значительно влияющих на износ рельсов колесами трамвая;

- измерение скорости вагона, улучшающее культуру вождения, безопасность движения, снижение энергозатрат на разгон и торможение;