Программа разработана в целях реализации государственной политики, основополагающей задачей которой является создание условий роста благосостояния населения муниципального образования "город Ульяновск", создания основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Такая задача может быть реализована только при реализации комплексной программы.
Проблема развития физической культуры и спорта, здоровья и работоспособности школьников, приобретает большую остроту. Низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся грозят перерасти в национальное бедствие.
Неуклонно увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В обстоятельствах формирования рыночных отношений, в ситуации недостаточного финансирования на содержание и развитие образовательных учреждений, с одной стороны, и интенсификации учебного процесса и снижения уровня двигательной активности школьников, с другой, решение задач развития физической культуры и школьного спорта представляет собой один из наиболее весомых факторов оздоровления подрастающего поколения.
Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание необходимых условий для занятий спортом - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди учащейся молодежи. Занятия физической культурой и спортом рассматриваются данной Программой как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Сегодня очевидно, что слабая материально-техническая база спортивных залов и спортивных площадок, недостаточность программно-методического обеспечения учебно-тренировочной и спортивно-массовой работы снижают воспитательный потенциал занятий физической культурой и спортом в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности.
В сравнительном варианте общих показателей развития физической культуры и спорта (Приложение N 2 к Программе) представлены виды спортивных объектов, их количество, количество штатных физкультурных работников и число занимающихся, из которого наблюдается динамика роста по всем показателям.
Перечень качественного состояния кадров, численность занимающихся (Приложение N 3 к Программе) предусматривает увеличение численности занимающихся и улучшение качественного содержания тренерско-преподавательского состава.
Прогноз развития спортивных школ за период с 2010 по 2013 годы (Приложение N 4 к Программе) по числу спортивных школ, числу занимающихся спортсменов - разрядников, в том числе массового разряда, Мастера спорта, Мастера спорта Международного класса предусматривает тенденцию к их росту.
В то же время остается ряд основных проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в т.ч.:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и технический износ;
- отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров.
Внедрение Программы позволит найти новые организационно-управленческие решения, направленные на решение данных проблем. Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление запланированных темпов вследствие снижения поступлений из городского бюджета.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию инфраструктуры массового спорта в городском округе. Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы. Различными способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых обязательств;
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
Можно выделить основные преимущества программно-целевого метода:
- комплексный подход к решению проблемы;
- распределение полномочий и ответственности;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Правовым основанием для разработки и реализации Программы являются следующие нормативно-правовые акты и руководящие материалы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";