Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан, имеющих инвалидность, и их максимальная интеграция в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.
Доступная среда - это такие элементы окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов, - обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая инвалидам вести независимый образ жизни.
Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и, естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления к окружающей среде. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых "маломобильных" людей, особенно с серьезными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
В соответствии со СНиП-35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", к маломобильным группам населения относятся:
- инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла - коляски);
- инвалиды с нарушением зрения и слуха;
- лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- временно нетрудоспособное население;
- беременные женщины;
- люди с детскими колясками;
- дети дошкольного возраста.
Как видно из приведенного перечня, к маломобильным группам населения, помимо инвалидов, относятся еще большое количество социальных групп, поэтому все, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.
В широком смысле безбарьерная или доступная среда - это среда, которая создает наиболее легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей.
Согласно СНиП-35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", пандус - это наклонная поверхность, устройство которой необходимо в местах перепада горизонтальных уровней, превышающего 4 см: на пешеходных путях, при входах и во внутренних помещениях зданий и сооружений.
При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колесах являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрестки.
Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня. Съезд - это "мини-пандус".
Реабилитация инвалидов - это комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре, инвалид становится частью культурного сообщества.
Социокультурная реабилитация инвалидов - это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов следует, прежде всего, понимать досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга. Принятые в тексте сокращения:
- дети с ограниченными возможностями здоровья - дети с ОВЗ;
- муниципальные дошкольно-образовательные учреждения - МДОУ;
- муниципальные образовательные учреждения - МОУ;
- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества - МОУ ДОД ЦДТ;
- муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр - МОУ ДОД ДЮЦ;
- центр дополнительного образования для детей - ЦДОД;
- лечебно-профилактические учреждения - ЛПУ;
- исключен. - Постановление Администрации города Ульяновска от 18.02.2013 N 734.
- муниципальное учреждение культуры "Центральная клубная система" - МУК ЦКС;
- муниципальное учреждение культуры "Центральная библиотечная система" - МУК ЦБС;