Реализация культурной политики в Ульяновской области - приоритетное направление социально-экономического развития Ульяновской области. Культура рассматривается как один из решающих факторов, определяющих качество "человеческого капитала", а значит, и развитие в любой сфере деятельности.
Ключевой фактор развития современной инновационной экономики - человеческий капитал. Эффективными являются инвестиции в формирование нового поколения людей, причастных к интеллектуальному творчеству, науке, образованию, экономике. Инновационная экономика базируется на новейших научных разработках, развитых информационных системах. В настоящее время Россия - это крупнейший поставщик сырья на мировой рынок, но для будущего развития страны необходима другая стратегия - стратегия производства инноваций, в том числе в гуманитарной сфере.
На Стокгольмской конференции в 1998 году ЮНЕСКО предложила государствам - членам ЮНЕСКО поставить культурную политику в центр стратегии развития, что нашло отражение в итоговой декларации конференции. А Мировой банк на встрече 1999 года во Флоренции провозгласил, что будет выделять займы развивающимся странам в том случае, если в их программах будут учитываться культурные факторы. Таким образом, в Европе с конца 90-х годов применяется инструментальный, или ресурсный, подход к культуре, при котором культура понимается как ресурс развития промышленности, экономики и общественного устройства. К настоящему времени в мире происходят процессы креативного управления и экономикой, и культурой. Современные социально-культурные технологии - такие, как туризм, информационные сети, образовательные комплексы, - способны успешно использовать потенциал культуры и истории и превращать его в реальный ресурс развития, что доказано опытом ряда стран и регионов России.
Содержанием региональной культурной политики должна стать долговременная, последовательно реализуемая властью в сотрудничестве с обществом программа, направленная на обеспечение доступа самых широких групп населения к современным культурным ресурсам.
В основе Программы лежит признание специфики культуры одним из базовых факторов развития территории, дается представление о культуре как ресурсе общественного и экономического развития. Программа соответствует долгосрочной задаче, которая состоит в формировании нового мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает переход от отраслевого принципа управления культурой к межведомственному и межотраслевому социально-культурному программированию.
В Программе выделяются два уровня проблем в сфере развития культуры в Ульяновской области: инфраструктурные (износ материальной базы, отсутствие технологий) и идеологические (разобщенность творческих союзов и объединений, недостаточное количество гастролей, отсутствие грантовой поддержки в сфере культуры и другие).
В Ульяновской области развита достаточно обширная сеть областных государственных учреждений культуры (далее - государственные учреждения культуры) и муниципальных учреждений культуры, которые предоставляют населению области широкий спектр услуг. Эти услуги направлены на удовлетворение эстетических потребностей людей и призваны способствовать созданию более высокого уровня жизни. Они являются фундаментом формирования человеческого капитала, необходимого для любой сферы жизнедеятельности.
В связи с этим срочного решения требуют вопросы обеспечения материально-технической базы государственных учреждений культуры и муниципальных учреждений культуры (далее - учреждения культуры), так как инженерная инфраструктура зданий, техническое оснащение и специализированное оборудование большинства учреждений культуры не соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры.
Из 16 объектов государственных учреждений культуры 11 требуют капитального или текущего ремонта помещений, фасадов зданий. В основном это образовательные учреждения отрасли культуры, культурно-досуговые учреждения, библиотеки: например, здание Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Центр народной культуры Ульяновской области" эксплуатируется без проведения капитального ремонта 38 лет; здание областного государственного автономного учреждения культуры "Ульяновская областная филармония" - 37 лет; здание государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей "Областная детская школа искусств" - 20 лет; здание Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова" - 40 лет. В учреждениях культуры отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура, в образовательных учреждениях отрасли культуры не ведется обновление музыкальных инструментов (износ инструментов составляет 90%). Три областных музея и два областных архива не имеют возможности установить новые системы охраны, оповещения и слежения с целью сохранения музейных и архивных фондов. Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современной вычислительной техникой, специальным технологическим оборудованием, необходимым для улучшения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий (автоматизированных каталогов, интернет-классов, медиатек и других).
Обеспечение доступности услуг в сфере культуры и улучшение их качества напрямую зависит от технического оснащения учреждений культуры, сопровождаемого внедрением и развитием новой практики организации культурной деятельности. Широкое внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры позволит повысить доступность услуг в сфере культуры, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Проблема доступности услуг учреждений культуры для всех категорий и групп населения Ульяновской области требует повышенного внимания со стороны государства. Значительная часть населения Ульяновской области ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра областного города, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки работы общественного транспорта, отсутствие комфорта и удобств для детей, пенсионеров, инвалидов. Практически во всех учреждениях культуры отсутствуют современные системы обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на положительную динамику в экономике и промышленности в регионе сложилась "застойная ситуация" в развитии социокультурных процессов. В муниципальных образованиях Ульяновской области наблюдается тотальное отставание культуры от других социально-экономических отраслей. Это связано с высокими показателями миграции молодежи по сравнению с другими регионами России, отсутствием креативных творческих индустрий, неразвитостью коммерческих организаций в сфере культуры и досуга, разобщенностью и неактивностью "третьего сектора", вузов.
По оценкам экспертов (данные регионального социологического опроса; SMP, 2010), лишь 13% населения Ульяновской области считают Ульяновскую область хорошим местом для творческой реализации, и всего лишь 32% считают Ульяновскую область хорошим местом для жизни. Однако 46% населения не хотят переезжать из Ульяновской области, но более 70% населения хотят, чтобы их дети учились и работали в других регионах или же за границей. Деловая активность жителей Ульяновской области сравнительно низкая. Только 23% живут интенсивной культурной жизнью, 13% - интенсивной спортивной жизнью и лишь 4% - активной общественно-политической жизнью.
По результатам социологических опросов оценка качества жизни в Ульяновской области неудовлетворительная. Население Ульяновской области не удовлетворено обеспеченностью и состоянием жилищных условий, услугами жилищно-коммунального хозяйства, уровнем заработной платы, а также недостаточным уровнем самореализации, услугами в сфере качественного отдыха и досуга.
Эксперты отмечают, что у региона отсутствует четкое туристическое позиционирование. Ульяновская область, бывшая в годы СССР обязательным местом посещения для туристов, путешествующих по реке Волге, сегодня воспринимается как рудимент.
Местное население предпочитает отдыхать, если есть возможность, за пределами Ульяновской области.
Ульяновская область испытывает серьезную конкуренцию со стороны других регионов, активно использующих отрасль культуры для повышения своей привлекательности. В области идет характерная для общества с рыночной экономикой конкурентная борьба за потребителя между учреждениями культуры и коммерческими организациями, предоставляющими альтернативные формы услуг в сфере культуры и досуга. Недостаточно активно ведется представление культуры Ульяновской области в российских регионах и за рубежом, а также выездная гастрольная деятельность. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства.
Проблема повышения статуса и уровня профессионализма работников культуры также приобретает сегодня актуальность. В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции кадров. По всем видам учреждений культуры наблюдается старение кадров: средний возраст работников учреждений культуры колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает узкопрофильных специалистов с высшим образованием. Без поддержки и развития кадрового потенциала работа всей отрасли не может считаться успешной.
На укрепление кадрового потенциала отрасли культуры направлено, в первую очередь, эстетическое воспитание детей и молодежи, развитие у них творческих способностей, сохранение и развитие системы художественного образования; подготовка квалифицированных кадров со средним и высшим профессиональным образованием в области музыкального и художественного искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества; развитие, координация, поддержка и методическое обеспечение учреждений дополнительного художественно-эстетического образования детей и подростков, образовательных учреждений среднего профессионального образования отрасли культуры; внедрение новых педагогических технологий и моделей образования; обеспечение образовательных учреждений отрасли культуры современной специальной методической и учебной литературой; реализация образовательных, научных, культурно-просветительных проектов.
Среди многих составляющих развития культуры приоритетными направлениями остаются реализация творческих проектов, стимулирование процессов творчества в виде финансовой поддержки классического искусства и литературы. Таким образом, необходима государственная поддержка некоторых творческих союзов в виде приобретения авторских произведений, организации персональных выставок, финансирования творческих поездок, присуждения почетных званий и премий.
Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом и государством.
Уровень финансирования учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильного их развития. Все это в значительной степени затрудняет использование в полном объеме культурного потенциала региона.
Программно-целевой метод доказал свою эффективность как на федеральном, так и на региональном уровнях. Следует также отметить, что для сферы культуры характерен кумулятивный эффект, когда максимальное вложение денежных средств проявляется через несколько лет. Поэтому существует необходимость в сохранении выбранного курса развития сферы культуры Ульяновской области и продолжении реализации этого направления именно программно-целевым методом для достижения более высоких результатов.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения в отрасли культуры могут стать:
разрозненные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед государством задач в сфере культуры;
неэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере культуры.
Однако в условиях экономического кризиса устойчивое развитие сферы культуры, как одного из действенных инструментов оживления экономики, невозможно обеспечить без внедрения эффективных механизмов государственной поддержки, включая государственно-частное партнерство и стимулирование инвестиционной активности.
Одним из положительных моментов использования программно-целевого метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития сферы культуры в Ульяновской области. Следует также отметить, что использование программно-целевого метода в целом позволило добиться хороших результатов в развитии сферы культуры Ульяновской области за прошедшие годы.