Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Ульяновск - авиационная столица" на 2012 - 2015 годы (с изменениями на 13 ноября 2013 года)

2. Введение. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа


Авиация - это стратегическая отрасль, определяющая будущее всей страны, поскольку в ней сконцентрирован практически весь интеллектуальный, инновационный, высокотехнологичный потенциал, накопленный за многие десятилетия.

Происходящие процессы формирования российской авиационной промышленности во главе с открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - ОАК) показывают, что основная конкурентная борьба в сфере авиастроения переносится на смежные отрасли, обеспечивающие производство самолетов, такие как приборостроение, станкостроение, двигателестроение, развитие конструкторских бюро, подготовка кадрового резерва, и на способность региональной инфраструктуры к самостоятельной реализации собственных отраслевых проектов за счет крупных инвесторов и заказчиков, актуализируя тем самым проблему повышения уровня конкурентоспособности российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Самарская, Воронежская и Ульяновская области.

По сравнению с соседними территориями Ульяновская область обладает рядом уникальных преимуществ: сформированный региональный авиационный кластер из 26 отраслевых организаций, наличие ПОЭЗ, современной системы продвижения и продаж конечной продукции в лице ОАК.

Правительство Ульяновской области стремится к тому, чтобы совместная деятельность организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области, при оказании государственной поддержки обеспечивала максимальный эффект при разработке и реализации важнейших инвестиционных и инновационных программ и проектов, наукоемких прорывных технологий в авиастроении.

Проблема развития авиационно-промышленного комплекса заключается в разрозненности авиационных организаций. Действуя сообща, организации могли бы достичь большего результата в своем развитии и в развитии региона с наименьшими затратами.

Формирование и развитие авиационно-промышленного комплекса в Ульяновской области необходимо рассматривать в рамках сформированного авиационного кластера Ульяновской области и ПОЭЗ. Используя кластерный подход, регион решает одну из важных проблем, тормозящих развитие регионального авиационно-промышленного комплекса, - разобщенность организаций авиастроительной промышленности, расположенных на территории Ульяновской области, их программ деятельности, компетенций и ресурсов. Данный подход позволил интегрироваться в процесс производства современных воздушных судов отечественного производства для гражданской авиации, удовлетворяющих требованиям Международной организации гражданской авиации, с учетом реализации федеральных целевых программ и целевых проектов поддержки гражданской авиации, реализуемых ОАК.

Совокупность региональных преимуществ и новая картина отраслевой конкуренции определяют основную цель настоящей Программы - достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса. Заявленная цель полностью соответствует приоритету развития Ульяновской области, закрепленному в пункте 3.5 раздела 3 Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, - обеспечение устойчивого развития авиационной промышленности в Ульяновской области.

Начиная с 2009 года на территории Ульяновской области для решения проблем формирования и развития авиационно-промышленного комплекса реализуется областная целевая программа "Ульяновск - авиационная столица" на 2009 - 2011 годы", в ходе реализации которой был выявлен ряд объективных факторов, существенно сдерживающих формирование и развитие авиационно-промышленного комплекса и снижающих ожидаемый эффект от реализации указанной программы. Среди них:

прямая зависимость развития авиационно-промышленного комплекса от федеральных органов государственной власти;

фактическое отсутствие крупных инвесторов и заказчиков;

слабая внутренняя и внешняя производственная кооперация организаций, входящих в авиационный кластер Ульяновской области;

отсутствие существенных результатов по увеличению портфеля заказов на производство гражданских самолетов на закрытом акционерном обществе "Авиастар-СП".

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить достижение лидирующих позиций Ульяновской области среди российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств.

Решение обозначенной проблемы заключается в смещении стратегического фокуса приложения усилий в сторону создания отраслевой среды, объединяющей региональные конкурентные преимущества, конвертируя их в продуктивные внутренние и внешние кооперационные и производственные связи. Необходимость использования программно-целевого метода обусловлена следующими особенностями построения и функционирования таких коммуникационных систем:

развитие существующих структур и научно-производственного потенциала авиационно-промышленного комплекса;

общие программы взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей организаций авиационно-промышленного комплекса с привлечением отечественных и зарубежных экспертов;

единая система координации деятельности российских представителей авиационно-промышленного комплекса для продвижения, кооперации и взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, зарубежными организациями.

В совокупности перечисленные особенности характеризуют систему как один из самых важных и сложных элементов отраслевого взаимодействия. Это обуславливает необходимость комплексного подхода к формированию и развитию авиационно-промышленного комплекса.

Учитывая то, что создается комплексная система взаимодействия различных ведомств и организаций, невозможна реализация поставленных направлений без использования программно-целевого метода. Кроме того, использование программно-целевого метода является необходимым условием реализации всей совокупности мероприятий, направленных на достижение заявленной цели. Его использование позволит:

обеспечить концентрацию средств, выделяемых из областного бюджета;

создать благоприятные инвестиционные условия для реализации проектов в авиационно-промышленном комплексе;

сформировать позитивный имидж и престиж авиационных профессий среди населения Ульяновской области;

проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования инфраструктуры авиационно-промышленного комплекса;

обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития авиационно-промышленного комплекса;

объединить усилия российских регионов, ориентированных на развитие авиационно-промышленного комплекса, с целью кооперации и сотрудничества, в том числе с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Можно выделить следующие наиболее существенные риски успешной реализации Программы:

недофинансирование мероприятий Программы и, как следствие, несоблюдение графика реализации программных мероприятий и недостижение заявленных результатов;

неэффективная реализация части мероприятий Программы организациями авиационного кластера Ульяновской области и резидентами ПОЭЗ;