Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2012 - 2015 годы" (с изменениями на 16 декабря 2013 года)

1. Введение.
Характеристика проблем, на решение которых направлена
Программа

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" одним из источников угроз национальной безопасности признана деятельность транснациональных преступных группировок и организаций, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - наркотики).

Расширение масштаба незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственные препараты, обладающие психотропным воздействием, а также их влияние на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.

Меры по противодействию данной угрозе определены Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года". Председателем Государственного антинаркотического комитета  29 октября 2010 года утвержден план мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до  2020 года (далее - Стратегия государственной антинаркотической политики).

В Ульяновской области разработан и утвержден Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики на территории Ульяновской области на 2011 - 2015 годы, который предусматривает решение проблемы программно-целевым методом.

По итогам 6 месяцев 2011 года на учете в учреждениях здравоохранения Ульяновской области в связи с заболеванием наркоманией состоит 3800 человек. Уровень болезненности (число лиц, обратившихся в связи с заболеванием в органы здравоохранения в течение отчетного периода на 100000 населения) наркоманией составляет 300 человек, что значительно превышает среднероссийский и среднеокружной показатели. Свыше 90% лиц, больных наркоманией, - это люди в возрасте до 40 лет. 49% лиц, больных наркоманией, обратившихся за медицинской помощью, не работают и не учатся, затрачивая при этом значительные средства на приобретение наркотиков, добываемые в большинстве случаев криминальным путем (председатель Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванов приводил пример из мировой практики, что один наркозависимый может совершать до 50 краж в год). При этом реальное число наркопотребителей превышает медицинские данные в несколько раз. По итогам 6 месяцев 2011 года лишь 27% лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения, состояли на учете. Эти данные иллюстрируют приблизительную степень латентности наркопотребления (реальное число наркопотребителей в 4 - 5 раз превышает данные учетов органов здравоохранения).

В течение последних пяти лет на территории Ульяновской области наблюдается снижение количества лиц, больных наркоманией. Однако из 464 человек, снятых с учета в 2010 году, 264 сняты в связи со смертью, что в 3,5 раза больше, чем в 2009 году. С 2009 года наблюдается тенденция увеличения заболеваемости наркоманией (число лиц, поставленных в течение отчетного периода на учет в связи с впервые в жизни выявленным заболеванием на 100000 населения) в среднем на 20% в год. К концу 2015 года заболеваемость наркоманией при сохранении данной тенденции может вырасти вдвое и составить до 33 - 36 человек.

При этом в настоящее время государственных реабилитационных учреждений для лиц, больных наркоманией, нет, что не позволяет долю зарегистрированных больных, находящихся в длительной (от трех лет) ремиссии, поднять выше 14%. Отсутствие возможности получить качественные реабилитационные услуги продолжит провоцировать у больных наркоманией срывы и нарушения условий диспансеризации.

Таким образом, без применения программно-целевого метода уровень наркотизации населения Ульяновской области может существенно возрасти.

Увеличение численности больных наркоманией может отрицательно сказаться на криминогенной ситуации, увеличении числа лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, спровоцировать рост социальной напряженности, снижение привлекательности региона для инвестиций и комфортного проживания. Высокая смертность среди наркозависимых может стать препятствием для достижения указанного в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года среднего уровня продолжительности жизни.

При этом среди лиц, состоящих на учете в связи с заболеванием наркоманией, может возрасти смертность, что обусловлено широким распространением дезоморфина - наиболее токсичного из "популярных" наркотиков, а также появлением большого числа вновь синтезированных аналогов наркотиков, зачастую крайне опасных и токсичных, которые воспринимаются молодежью как безвредные в силу того, что они еще не запрещены действующим законодательством.

Отсутствие оборудования для организации тестирования обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений на предмет употребления наркотиков, определения органами здравоохранения веществ, вызвавших опьянение, отравления (в том числе смертельные), снижает достоверность мониторинга ситуации с незаконным распространением и немедицинским потреблением наркотиков (далее - наркоситуации). Приобретение необходимого для этих целей оборудования вне Программы маловероятно, в связи с чем уровень достоверности мониторинга останется на уровне текущего года. Повышение уровня достоверности мониторинга является необходимым условием роста качества планирования мер по реализации антинаркотической политики и правильной оценке их эффективности, а также снижает риски несвоевременного реагирования на негативные изменения в наркоситуации.

С учетом степени наркотизации населения региона (по показаниям болезненности наркоманией Ульяновская область занимает 2 место в Приволжском федеральном округе) решение задач Стратегии государственной антинаркотической политики не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

Решение проблемы в настоящее время возможно только программно-целевым методом, так как реализация государственной антинаркотической политики подразумевает скоординированные совместные действия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, правоохранительных органов, общественных объединений.

Эффективная реализация антинаркотической политики возможна только при комплексном воздействии на причины и условия наркотизации населения, налаженном механизме координации межведомственного взаимодействия, своевременном реагировании на изменения наркоситуации, выявленные мониторингом, в котором должны участвовать все субъекты антинаркотической деятельности.

Каждая из задач, которые предстоит решать в данной сфере, может быть реализована только при скоординированном участии нескольких заинтересованных структур. Некоторые задачи (такие как развитие системы реабилитации лиц, больных наркоманией, повышение достоверности мониторинга наркоситуации, развитие системы профилактики немедицинского потребления наркотиков) требуют формирования материально-технической базы и иных затрат, не предусмотренных в настоящее время, за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Рекомендации по формированию региональных целевых антинаркотических программ даны Президентом Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в числе поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18.04.2011.