ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ
ВОДА" НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
(с изменениями на 18 октября 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Администрации города Ульяновска от 27.12.2013 N 5727
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Администрации города Ульяновска от 18.10.2012 N 4536
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с изменениями, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 N 42/390-П "Об утверждении областной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2015 годы", руководствуясь Уставом муниципального образования "Город Ульяновск", принятого решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 N 67, с изменениями, мэрия города Ульяновска постановляет:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Чистая вода" на 2011 - 2015 годы" (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня", но не ранее вступления в силу решения Ульяновской Городской Думы "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.11.2010 N 122 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающего средства на реализацию муниципальной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2015 годы".
3. Утратил силу. - Постановление Администрации города Ульяновска от 18.10.2012 N 4536.
Глава города
А.П.ПИНКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
Наименование Программы | Муниципальная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Правовые основы для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2010 N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы", постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 N 42/390-П "Об утверждении областной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2015 годы" |
Заказчик Программы | Мэрия города Ульяновска, 432063, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 7, факс 41-40-20, тел. 41-45-08, e-mail: meria@mv.ra |
Руководитель Программы | Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска |
Цели и задачи целевой Программы | Цели: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятии Программы | Основными мероприятиями Программы являются: |
Исполнители Программы (полное наименование организации, почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя организации, телефон, факс, адрес электронной почты) | Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска: Карла Маркса ул., д. 15, г. Ульяновск, 432071, тел.: 27-00-46, факс: 27-18-28, e-mail: komitetgkh@mail.ru. |
Объемы финансирования | Необходимые финансовые средства на Программу - 410186,42 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Выполнение требований СанПиН 2.1.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" в части показателей качества по химическим и бактериологическим показателям в пределах установленных нормативов. |
Система контроля за исполнением Программы | Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска обязан: |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Снижение отклонений по качеству питьевой воды и обрабатываемых сточных вод от нормируемых 5% на 0,5% в течение действия Программы, ежегодно на 0,1%, с доведением в 2015 году до уровня 4,5%. |
Используемые в тексте Программы понятия и термины приняты в том виде и значении, в котором они указаны в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Принятые основные сокращения:
ВГСВ - Волжские головные сооружения водопровода;
НФС - насосно-фильтровальная станция;
АГВ - Архангельский грунтовый водозабор;
СОРВ - станция очистки речной воды;
ГОСК - головные очистные сооружения канализации;
КНС - канализационная насосная станция;
НС - насосная станция;
ГНС - главная насосная станция канализации;
ВОС - водоочистная станция ВГСВ;
ТП - трансформаторная подстанция;
СанПиН - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
УМУП "Ульяновскводоканал" - Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал".
Водоснабжение правобережной части города осуществляется ВГСВ, проектная производительность которых - 325 тыс. м3/сут. Существующая система обработки воды - классическая самотечная, реагентная, двухступенчатая (осветление, фильтрование). ВГСВ являются единственным источником водоснабжения на правом берегу.
Водоснабжение левобережной части осуществляется от трех независимых источников: НФС с проектной производительностью - 100 тыс. м3/сут., АГВ с проектной производительностью - 65 тыс. м3/сут. и СОРВ с проектной производительностью - 110 тыс. м3/сут. На сегодняшний день речной водозабор выведен из эксплуатации в связи с резким падением уровня Куйбышевского водохранилища и ухудшением качества воды источника в районе водозаборных оголовков.
Суммарный объем воды, подаваемый в муниципальное образование "Город Ульяновск", на сегодняшний день составляет 250 тыс. м3/сут.
Система подачи и распределения воды включает в себя:
- 28 резервуаров чистой воды с общим запасом воды 147500 м3;
- 70 водопроводно-повысительных узлов, оборудованных 155 насосными агрегатами различной мощности;
- 1400 км водопроводных сетей диаметрами от 100 до 1200 мм;
- дюкерные переходы через реки Сельдь и Свиягу;
- 26 водозаборов из подземных источников и 2 родника.
В муниципальном образовании "город Ульяновск" лабораторный контроль качества подаваемой питьевой воды потребителю организован на УМУП "Ульяновскводоканал" (четыре лаборатории питьевой воды, имеющие сертификаты аккредитации и аттестации). Вода исследуется по 88 показателям, причем за последние годы внедрены новые показатели питьевой воды по канцерогенным, хлорорганическим загрязнениям и пестицидам, негативно влияющим на здоровье человека. Лабораторный контроль качества воды ведется на сооружениях водоподготовки и разводящих сетях по согласованной в территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека методике.
Водоснабжение предприятий муниципального образования "город Ульяновск" технической водой на правом берегу осуществляется сооружениями Промводопровода в районе п. Винновка. Проектная мощность сооружений 130 тыс. куб. м/сутки. На левом берегу для нужд технического водоснабжения УМУП "Ульяновскводоканал" вынуждено подавать питьевую воду в связи с выводом из работы поверхностного водозабора из реки Волги.
Водоотведение муниципального образования "Город Ульяновск" осуществляется двумя самостоятельными системами канализации с сооружениями биологической очистки: одна - для правобережной, другая - для левобережной частей. Общая протяженность трубопроводов канализации составляет 950 км, из них напорных - 100 км. Общее количество канализационных насосных станций - 51, из них в правобережье - 32, левобережье - 19. Кроме того, производится вывоз жидких бытовых отходов из населенных пунктов пригородной зоны.
В Правобережье все хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды, а также незначительная часть дождевых вод (ливнесток с площадки ОАО "УАЗ" и моторного завода) поступают на сооружения биологической очистки - ГОСК, расположенные в южной части города ниже по течению реки Волги. Проектная производительность комплекса 235 тыс. м3 в сутки. Отводимые в реку очищенные сточные воды соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к качеству сточных вод, прошедших биологическую очистку. Тем не менее, их показатели не отвечают требованиям, предъявляемым к стокам, отводимым в водоем рыбохозяйственного назначения, каковым является Куйбышевское водохранилище реки Волги. Проблемой также является вывоз и утилизация (депонирование) обезвоженного осадка.
В Левобережной части города все хозяйственно-бытовые, производственные стоки, а также часть дождевого и талого стоков поступают на сооружения биологической очистки системы канализации, расположенные в районе поселка Красный Яр (6 км южнее города вниз по течению р. Волги). Проектная мощность очистных сооружений 200 тыс. м3 в сутки. Также как и в Правобережной части г. Ульяновска очищаемые стоки соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к качеству сточных вод, но не отвечают нормативам стоков в водоемы рыбохозяйственного назначения.
УМУП "Ульяновскводоканал" имеет две аккредитованные лаборатории сточных вод, контролирующие параметры очищенных сточных вод и сброс в канализацию.
На сегодняшний день актуальными вопросами для нормального функционирования систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Ульяновск" являются:
высокий уровень износа основных фондов, составляющий по машинам, оборудованию и передаточным устройствам 50 - 80%, который отвлекает значительные финансовые ресурсы на ремонт и поддержание систем водопровода и канализации в рабочем состоянии. Более 35% основных фондов полностью изношены (на 100% амортизированы) и требуют замены;
необходимость перекладки трубопроводов мелких диаметров и санирование трубопроводов больших диаметров, замена главных канализационных коллекторов в Левобережной и Правобережной частях города;
необходимость проведения реконструкции и модернизации как головных сооружений водоснабжения, так и ряда вспомогательных для обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей и роста качества предоставляемых услуг;
необходимость строительства новых водоводов и канализационных сетей для повышения надежности систем водоснабжения и водоотведения;
необходимость усовершенствования технологической схемы очистки воды на водопроводных очистных сооружениях в связи с ухудшением качества воды в реке Волге в течение многих лет и ужесточением требований к качеству питьевой воды (СанПиН 2.1.4.1074-01), так как существующая традиционная двухступенчатая очистка воды (на отстойниках и скорых фильтрах) может не обеспечить отдельные показатели в пределах новых нормативов согласно разрабатываемому проекту Федерального закона "О безопасности питьевой воды";
необходимость освоения новых показателей контроля качества питьевой воды, с применением современного оборудования и автоматизацией процесса отбора проб и проведения анализов;
необходимость доведения качества очищенных сооружениями биологической очистки сточных вод, до нормативов стоков, сбрасываемых в водоемы рыбохозяйственного назначения;
необходимость модернизации систем водоснабжения и водоотведения пригородной зоны города Ульяновска (канализование поселков, установка новых водонапорных башен, улучшение качества оказываемых услуг);
необходимость отказа от технологии хлорирования воды в пользу других дезинфектантов (гипохлорид, диоксид хлора) на питьевой воде и применения обеззараживания ультрафиолетом на сооружениях биологической очистки сточных вод;
необходимость организации и восстановления зон санитарной охраны водозаборных, сооружений, сооружений канализации, водоводов;
необходимость выполнения работ на Поливенском водозаборном комплексе по выносу водозаборного оголовка N 2 в Правобережной части города дальше в глубоководную часть реки Волга в целях предотвращения угрозы нарушения водоснабжения из-за возможных аномально высоких температур в летний период года и понижения уровня воды в Куйбышевском водохранилище;
необходимость разведки запасов грунтовых вод и реновации существующих грунтовых водозаборов, а также строительство новых водозаборов.
Масштабность проблемы определяет необходимость разработки Программы с использованием программно-целевого решения комплекса организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы, поскольку они:
входят в число приоритетов социальной политики муниципального образования "Город Ульяновск";
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
из-за комплексности проблемы требуют координации совместных усилий и ресурсов муниципального образования "город Ульяновск" и УМУП "Ульяновскводоканал" с учетом интересов населения;
связаны с необходимостью повышения эффективности расходования средств при производстве, передаче и потреблении воды и снижения рисков социально-экономического развития;
предполагают использование средств бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" для финансирования комплекса мероприятий;
носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие жителей, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие муниципального образования "Город Ульяновск".
Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только силами и средствами УМУП "Ульяновскводоканал", которое не имеет достаточных средств, материальной технической базы для осуществления их эксплуатации и проведения планово-профилактических ремонтов.
Водопроводные сети являются одним из самых уязвимых элементов в системе водоснабжения. Водопроводные трубы из-за большой изношенности и нарушения целостности перестают выполнять функцию защиты питьевой воды.
Прогноз развития ситуации в сфере водоснабжения без использования программно-целевого метода предполагает низкие темпы модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие реформы управления, недостаточность средств и ресурсов для обеспечения устойчивого развития системы. Прогнозируется, что в этом случае к 2015 году:
сохранится недостаточная эффективность отрасли, выражающаяся в одновременном росте эксплуатационных расходов и увеличении износа основных средств;
средний износ оборудования и сетей достигнет 87 процентов;
не будет обеспечена требуемая санитарная надежность разводящей сети и гарантированная подача населению питьевой воды нормативного качества и в требуемых количествах;