Недействующий

О Программе развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года (с изменениями на 13 декабря 2012 года)

8.3. Обзор состояния конкуренции на рынке услуг
розничной торговли лекарственными средствами, изделиями
медицинского назначения и сопутствующими товарами в
Ульяновской области


В качестве географических границ исследования рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются географические границы муниципальных образований Ульяновской области.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица - аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).

Покупателями на данном рынке являются физические лица.

Основным показателем для расчета объема рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами и долей хозяйствующих субъектов на нем является объем товарооборота аптечного учреждения данного муниципального образования Ульяновской области.

Объем рынка определяется как суммарный товарооборот аптечных учреждений данного муниципального образования Ульяновской области.

Для муниципального образования "Город Ульяновск" уровень концентрации рынка низкий.

Второй по численности город Ульяновской области (население свыше 100 тыс. человек) - город Димитровград. Уровень концентрации рынка умеренный.

В городе Ульяновске и городе Димитровграде рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами относится к рынку с развитой конкуренцией.

В остальных муниципальных образованиях Ульяновской области рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией, в некоторых муниципальных образованиях Ульяновской области - с неразвитой конкуренцией.

К барьерам "входа" на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Ульяновской области относятся:

1) административные барьеры:

а) трудности при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности:

проблема наличия у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии - высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" наличие вышеуказанных документов является обязательным условием;

необходимость предоставления договора аренды помещения для получения лицензии на розничную торговлю - то есть арендную плату необходимо оплачивать еще до окончания процедуры согласования и начала ведения деятельности, что увеличивает затраты "входа" на рынок;

дублирование функций контролирующих организаций при лицензировании фармацевтической деятельности.

Усложненный процесс и высокая стоимость лицензирования фармацевтической деятельности и аккредитации аптечных учреждений, включение дополнительных требований в условия и длительное рассмотрение заявок на лицензирование - все это является серьезным сдерживающим фактором для развития малого бизнеса на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Упрощение системы лицензирования и уменьшение длительности оформления разрешительных документов позволило бы быстрее и с наименьшими финансовыми затратами получить необходимые разрешительные документы для занятия данным видом деятельности.

Уровень установленных торговых наценок не позволяет аптечным учреждениям использовать дифференцированную систему ценообразования (например, повысить цену на предметы гигиены или изделия медицинского назначения и тем самым получить возможность снизить цену на дорогостоящие жизненно важные лекарственные препараты) и вынуждает применять предельную наценку при формировании розничных цен практически на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Кроме того, имеются случаи, когда аптечные сети, действующие в регионе, где органами государственной власти субъекта Российской Федерации установлены определенные торговые надбавки, зарегистрированы в других регионах, в которых уровень торговых надбавок ниже, и на них не распространяются данные ограничения. Это ставит местные аптечные учреждения в неравные условия;

б) высокие затраты на особые условия хранения лекарственных средств, изготовление и уничтожение лекарственных средств;

в) действия местных администраций по созданию благоприятствующих условий для муниципальных предприятий, а также протекционизм в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе крупных аптечных сетей.

Региональные и местные администрации могут оказывать государственным и муниципальным аптекам содействие в получении кредитов и льгот в налогообложении, предоставляют им лучшие места для размещения по сравнению с частными аптеками или снижают стоимость экспертизы для аккредитации. Такие действия влияют на конкурентную среду и являются незаконными;

2) экономические барьеры:

а) низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства;

б) проблемы с помещениями для торговли, в том числе высокие капитальные затраты на приобретение помещений в собственность, длительный процесс перевода жилого помещения в нежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений, так как отсутствуют гарантии продления договоров аренды (по окончании действия договора аренды помещение выставляется на продажу на конкурсной основе и может быть приобретено более состоятельным участником конкурса);

в) преимущества действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе аптечных сетей, перед потенциальными участниками рынка.

В большей части муниципальных образований Ульяновской области рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами достаточно концентрирован и не является конкурентным. В таких муниципальных образованиях Ульяновской области барьером становится присутствие на данном рынке хозяйствующих субъектов, имеющих признаки доминирования и оказывающих существенное влияние на конъюнктуру рынка. Закрепившиеся на рынке хозяйствующие субъекты, имеющие прочные долговременные связи с поставщиками, информационную базу, крупные размеры хозяйственного оборота, развитую аптечную сеть, пользующиеся протекционизмом властей, имеют явные конкурентные преимущества перед вновь создаваемыми организациями. Крупные сети имеют возможность снижать цены, предоставлять скидки постоянным покупателям, проводить интенсивные рекламные кампании, поэтому небольшие сети и одиночные аптечные учреждения в условиях конкуренции оказываются малорентабельными;

г) малая или отрицательная доходность, в том числе низкий уровень рентабельности, нехватка оборотных средств, значительная величина стартовых инвестиций при длительных сроках окупаемости этих вложений, отсутствие доступных кредитных ресурсов.