Основные концептуальные ограничения конкуренции в системе здравоохранения связаны со специфическими особенностями услуг здравоохранения, являющихся социально значимыми, объем которых не зависит напрямую от уровня платежеспособности индивида. Так, часть медицинских услуг является общественным благом (например, массовые прививки против инфекционных заболеваний, которые приносят пользу не только отдельному индивиду, но и обществу в целом), в оказании которых частный сектор не заинтересован, так как нет возможности взимать плату с каждого отдельного потребителя.
Фактором, ограничивающим конкуренцию, является также недостаточная информированность потребителей в отношении цены и качества предлагаемых услуг, необходимого объема лечения (врач, а не пациент определяет количество процедур, выбор лекарственных препаратов). В таком случае речь идет о спросе, спровоцированном предложением, когда пациенту навязываются не нужные для достижения клинического результата услуги, которые необходимы производителям медицинских услуг исключительно для обеспечения своих интересов.
Иерархическая система оказания медицинской помощи, предполагающая концентрацию различных по уровню сложности медицинских случаев на разных уровнях учреждений здравоохранения (простые - по месту жительства, сложные - в региональных центрах медицинской помощи), является по сути разделением рынка между учреждениями здравоохранения. Вызванная этим неоднородность учреждений здравоохранения по оснащению оборудованием, уровню квалификации и профессионализма кадров также сужает сферу потенциальной конкуренции.
Формирование конкурентной среды в здравоохранении ограничивается также тем, что в течение длительного времени развивались крупные формы оказания медицинской помощи, например, модель поликлиники с территориальным прикреплением граждан позволяет организовать кооперацию врачей разных специальностей, но сдерживает конкуренцию врачей. Небольшие врачебные практики, напротив, функционируют в ситуации, когда необходимо конкурировать между собой за привлечение пациентов. Таким образом, в настоящее время ряд учреждений здравоохранения являются монополистами в соответствующих географических границах рынка.
Значительной проблемой, препятствующей развитию конкуренции в здравоохранении, является дисбаланс между частными и государственными учреждениями здравоохранения вследствие обслуживания пациентов по программе обязательного медицинского страхования только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Финансовое обеспечение системы здравоохранения происходит по принципу софинансирования, когда часть поступающих финансовых средств проходят через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, остальные средства по принципу сметного финансирования поступают из бюджетов различных уровней.
На рынке обязательного медицинского страхования действуют следующие компании:
общество с ограниченной ответственностью "РГС-Медицина" ("Росгосстрах");
Ульяновский филиал "РОСНО-МС";
открытое акционерное общество Медицинская страховая компания "ШЕКСНА-М";
филиал закрытого акционерного общества "КапиталЪ МС";
закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни";
Ульяновский филиал открытого акционерного общества "Страховая компания "АСКОМЕД";
Ульяновский филиал общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "ВСК-Милосердие".
В сложившейся системе обязательного медицинского страхования непосредственный потребитель медицинских услуг практически исключен из системы активного влияния на выбор страховой компании, а значит, и на качество медицинской помощи, так как выбор страховой компании для работающего населения осуществляет работодатель, для неработающих категорий населения - Министерство здравоохранения Ульяновской области. По этой причине ни у страховых компаний, ни у учреждений здравоохранения практически нет стимулов конкурировать между собой, что в значительной степени обусловливает ряд проблем, имеющих место в здравоохранении: низкое качество обслуживания, малая доля профилактических мероприятий, большие очереди в учреждениях здравоохранения. Данные обстоятельства препятствуют развитию конкуренции в системе обязательного медицинского страхования и тормозят формирование конкурентной модели рынка здравоохранения.