Для преодоления препятствий, мешающих развитию конкуренции в области здравоохранения в Ульяновской области, возможны следующие варианты:
1) закрепление права самостоятельного выбора населением страховой компании;
2) предоставление пациентам возможности самостоятельно выбирать учреждение здравоохранения и врача (в рамках программы обязательного медицинского страхования);
3) разработка программы перечисления денежных средств из Территориального фонда обязательного медицинского страхования на счет учреждения здравоохранения согласно тарифу за оказанную медицинскую помощь.
Внедрение одноканального финансирования медицинских услуг из средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования предполагает, что все расходы учреждения здравоохранения (в том числе капитальные затраты) учитываются в тарифе на оказание медицинской услуги. Таким образом, исключается сметное финансирование учреждений здравоохранения из средств соответствующих бюджетов. Недостатком сметного финансирования является то, что оно не стимулирует экономию бюджетных средств и не обеспечивает эффективного их использования. Поэтому одноканальное финансирование посредством перечисления денежных средств через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, далее - через страховую медицинскую организацию будет стимулировать эффективное использование средств (в частности, страховые медицинские организации осуществляют контроль за эффективностью использования средств);
4) разработка системы "Электронная регистратура".
Для внедрения информационной системы "Электронная регистратура" в регионе Министерство здравоохранения Ульяновской области планирует использование одного из типовых бесплатных программных комплексов, рекомендованных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Внедрение данной системы на территории Российской Федерации осуществляется в рамках реализации федерального проекта создания государственной информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи.
Перечень мероприятий по внедрению системы "Электронная регистратура" включен в областную целевую программу "Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и муниципальных услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в 2010 - 2012 годах", утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 03.08.2009 N 27/303-П;
5) предоставление возможности частным учреждениям здравоохранения участвовать в программе обязательного медицинского страхования.
Конкуренция между учреждениями здравоохранения предполагает конкурсное размещение объемов программы государственных гарантий с участием учреждений здравоохранения всех форм собственности. Это приведет к тому, что конкуренция за пациента возникнет не только между государственными и частными учреждениями здравоохранения, но также между стационарами и поликлиниками.
Средства, предназначенные на оказание медицинской помощи населению (в сумме, заложенной на обслуживание одного больного по региональной программе государственных гарантий), получат поликлиники, которые и будут распорядителями этих ресурсов. У поликлиник появится возможность самостоятельно планировать и распределять эти средства на необходимую больному медицинскую помощь. Остатки переданных средств пойдут на увеличение фонда оплаты труда медработников. В первую очередь, проект коснется участковых врачей. Ведь именно они отвечают за здоровье человека, решают, какое лечение будет проходить пациент - амбулаторное или стационарное. И зарплата врачей будет зависеть не от количества принятых больных, а от качества оказанной услуги. Иными словами, если раньше участковый врач был заинтересован в большем количестве посещений, то теперь акцент будет сделан на профилактических мероприятиях, которые дают больший эффект для сохранения здоровья пациентов;
6) развитие договорных отношений между страховой компанией и учреждением здравоохранения;
7) формирование общеврачебной практики с частичным фондодержанием;
8) развитие частно-государственного партнерства в сфере здравоохранения.
Одним из механизмов формирования конкурентных отношений в сфере медицинских услуг является привлечение к выполнению программы государственных гарантий учреждений здравоохранения различных форм собственности на принципах государственно-частного партнерства.
В рамках развития государственно-частного партнерства предполагается более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ульяновской области бесплатной медицинской помощи. Практический интерес представляет привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги высокотехнологичной диагностики;
9) аутсорсинг непрофильных функций учреждений здравоохранения.
В качестве инструмента развития конкуренции выступает аутсорсинг непрофильных функций учреждений здравоохранения (прачечных услуг, услуг по содержанию коммунального хозяйства, организация питания пациентов, охрана, транспортные услуги, вывоз отходов), то есть закупка услуг сторонних организаций путем проведения конкурсов и торгов.
Аутсорсинг непрофильных функций учреждений здравоохранения позволит:
учреждениям здравоохранения сосредоточиться на качестве оказываемых медицинских услуг;
снизить затраты областного бюджета Ульяновской области, так как привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, занимающейся подобной деятельностью, и себестоимость работ, выполняемых аутсорсером, ниже в связи с тем, что он продает свои услуги "оптом". Однако законодательная база в России по аутсорсингу не проработана, что создает определенные трудности по его применению.