Въездной и внутренний туризм на территории Ульяновской области представляет собой один из перспективных рынков, где может быть развита конкурентная среда. Значительный культурный и исторический потенциал Ульяновской области, богатые природные и бальнеологические ресурсы создают условия для развития направлений туризма средне- и долгосрочного пребывания.
Наибольший экономический эффект въездного и внутреннего туризма получается от многодневных туров, которые позволяют увеличить:
коэффициент загруженности коллективных средств размещения, в частности, гостиниц (в настоящее время он колеблется в пределах 4,5 - 4,8 при коэффициенте точки роста 6);
загрузку пунктов общественного питания;
спрос на сувенирную продукцию;
спрос на транспортные услуги.
Достижение экономического эффекта требует соответствующего уровня предоставления туристских услуг, что достигается за счет развития инфраструктуры туризма, повышения квалификации персонала.
На сегодняшний день конкуренция в этой сфере развита слабо, основными проблемами являются:
низкий уровень обслуживания туристов;
моральное и физическое устаревание объектов инфраструктуры туризма;
ярко выраженная сезонность;
слабое развитие туристского транспорта;
неэффективное использование туристских ресурсов;
отсутствие внутриобластной системы учета и маркетингового исследования туристских потоков;
отсутствие крупных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма;
низкий уровень информационного обслуживания туристов;
дефицит предпринимательской инициативы в развитии въездного и внутреннего туризма.
С целью развития конкуренции в сфере туризма необходимо решить пять ключевых задач:
1) формирование туристских зон с развитой инфраструктурой туризма на территории Ульяновской области, обеспеченных системой поддержки устойчивого развития, что позволит привлечь на рынок новых резидентов;
2) развитие системы информационного туристского обслуживания;
3) формирование конкурентоспособной системы социального сервиса (развитие системы гостеприимства и системы кадрового обеспечения туризма);
4) возрождение системы туристского транспорта на территории области (межрегиональный, межрайонный, муниципальный, зональный);
5) развитие системы обеспечения туристской безопасности.