Необходимость разработки и реализации Программы вызвана тем, что ситуация с распространением и немедицинским потреблением наркотиков в области продолжает оставаться достаточно сложной. Общая численность больных наркоманией остается высокой, несмотря на снижение первичной обращаемости в органы здравоохранения. По состоянию на начало 2006 года на учете в органах здравоохранения области состояло 4315 больных наркоманией. В 95 процентах случаев зависимость от наркотиков опийной группы (в основном - героина). Подавляющее большинство - лица трудоспособного возраста. Более 60 процентов из них не работают. Потери регионального валового продукта при этом можно расценивать в сумме свыше 350 млн. рублей без учета криминальной деятельности данной категории лиц.
По данным правоохранительных органов, большая часть опиатов (наркотиков, произведенных из опийного мака) ввозится на территорию Ульяновской области из соседних регионов. Это обусловлено складывающимися в регионе более высокими ценами (в 2 раза по сравнению с Самарской областью), что вызвано активными действиями правоохранительных органов. В 2005 году по сравнению с 2004 годом в два раза возросло число выявленных тяжких и особо тяжких наркопреступлений (с 475 до 952) и на 77,3 процента - сопряженных со сбытом наркотиков (с 475 до 842).
Выявляются факты организации прямых каналов поставки героина из Республики Таджикистан, деятельность выявленных каналов пресечена. Доставкой и реализацией крупных партий наркотиков в основном занимаются таджикские преступные группировки.
Имеется в области и собственная сырьевая база. Значительные территории засорены дикорастущей коноплей, которая используется для изготовления наркотиков. Только в 2005 году выявлены и уничтожены очаги произрастания конопли общей площадью более 20 гектаров.
Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения - 28,5 процента населения области составляют граждане, имеющие доход ниже прожиточного минимума. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником получения дохода, - культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т.д.
Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды.
Отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.
Согласно исследованиям, проведенным ФСКН России в рамках Федеральной программы, в Ульяновской области в 2004 году реальное количество наркозависимых составляло более 32 тыс. человек, то есть в 7 раз превосходило число состоящих на учете в органах здравоохранения.
Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения Ульяновской области и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.
По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в области составляет свыше 3,5 млрд. рублей.
Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией, на общегосударственном уровне решаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями областного бюджета.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
- профилактика распространения незаконного потребления и незаконного оборота наркотиков;
- лечение и реабилитация больных наркоманией;
- пресечение незаконного оборота наркотиков.
Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.