Недостаточное внимание к вопросу улучшения архитектурного облика поселений и городских округов в прошедшие годы и недостаток финансовых ресурсов при осуществлении градостроительной деятельности привели к снижению качества комплексного благоустройства территорий поселений и городских округов.
Благоустройство большинства центральных площадей, улиц, парков и скверов, дворовых территорий многоквартирных жилых домов выполнено более 40 - 50 лет назад.
Проведенный в 2010 году анализ состояния благоустройства территорий областных объектов социальной сферы показал износ 70 - 90% элементов благоустройства.
Запущенное состояние многих территорий требует скорейшей модернизации. Неухоженность парков и скверов, отсутствие детских игровых площадок и зон отдыха во дворах, устаревшие малые архитектурные формы - все это негативно влияет на эмоциональное состояние и качество жизни населения Ульяновской области.
Работы по благоустройству поселений и городских округов пока не приобрели комплексного и постоянного характера. Недостаточно эффективно внедряются передовые технологии и новые современные материалы при благоустройстве территорий.
Дальнейшее продвижение в создании комфортной среды не должно сводиться к простому наращиванию объемов работ по благоустройству. При этом необходимо преодоление стереотипа понимания комплексного благоустройства и ландшафтного дизайна как преимущественно декоративной деятельности, направленной на украшение городской и сельской среды.
В настоящее время очевидно, что решение стоящих задач требует комплексного, системного подхода, тем более в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Ведение работ по единой комплексной Программе позволит упорядочить систему организации и выполнения мероприятий по благоустройству, снизить затраты и получить положительный градостроительный эффект, следовательно, качественно повысить уровень благоустройства территорий поселений и городских округов.
Программа определяет цели и основные направления решения проблемы создания комфортной среды проживания на территории Ульяновской области.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области в период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр, основным приоритетом развития Ульяновской области является обеспечение высокого качества жизни населения на территории Ульяновской области.
Решение проблемы создания комфортной среды проживания на территории Ульяновской области путем качественного повышения уровня благоустройства территорий поселений и городских округов способствует концентрации в регионе человеческого капитала, обеспечению устойчивого социально-экономического развития, повышению туристической привлекательности, привлечению дополнительных инвестиций.
В Программе предусмотрено благоустройство территорий поселений и городских округов с учетом полноты использования всех элементов ландшафта: водного, светового, "зеленого", визуального и других. В результате исполнения Программы появятся новые парки и скверы, благоустроенные центральные площади населенных пунктов, набережные и другие объекты; появятся современные малые архитектурные формы; будут приведены в надлежащее состояние мемориальные объекты. Все это в комплексе создаст гармоничную комфортную среду для населения Ульяновской области.
Необходимость решения проблемы комплексного благоустройства территорий населенных пунктов в границах поселений и городских округов программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
наличием единого и неразрывного объекта благоустройства (территории Ульяновской области), требующего единого комплексного подхода, скоординированных совместных решений существующих проблем одновременно в нескольких граничащих поселениях и городских округах;
многообразием видов и объемов работ, требующих привлечения значительных инвестиций из различных источников финансирования;
необходимостью выбора оптимальных решений в условиях наличия ограниченных ресурсов и сроков реализации инвестиционных программ.
Таким образом, именно программно-целевой метод в качестве основы управления комплексным благоустройством и ландшафтным оформлением поселений и городских округов является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволяет существенно повысить эффективность работы всех задействованных в этой проблеме структур.
Решение задач по комплексному благоустройству и ландшафтному оформлению территорий поселений и городских округов возможно лишь в рамках Программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования.