Автомобильный пассажирский транспорт общего пользования - один из важных факторов обеспечения жизнедеятельности населения Ульяновской области.
Данный вид транспорта обладает следующими основными факторами, позволяющими делать прогнозы его дальнейшего развития:
объективные преимущества автотранспорта - скорость, гибкость, мобильность, надежность;
большинство населенных пунктов области не имеют подъездных путей, кроме автомобильных.
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, зафиксирован принципиальный базовый момент, выраженный в том, что государственная поддержка в условиях рыночной экономики в силу специфики транспорта общего пользования абсолютно необходима. Министерством транспорта Российской Федерации рекомендовано субъектам Российской Федерации обратить внимание на недопустимость практики сокращения объема своего участия в финансировании общественного транспорта, уделив особое внимание финансированию обновления подвижного состава.
В настоящее время на территории Ульяновской области зарегистрировано 4893 автотранспортных средства, предназначенных для перевозки пассажиров, из них: категории М2 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т) - 2713 ед., М3 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т) - 2180 ед.
По данным управления Государственного автодорожного надзора по Ульяновской области, по состоянию на 20.02.2011 выдано 4030 лицензионных карточек на автотранспортные средства, то есть 4030 автобусов могут работать на автобусных маршрутах регулярных перевозок.
Подавляющую часть автотранспорта, работающего на автобусных маршрутах регулярных перевозок в городском сообщении (80% автобусного парка), составляют автобусы особо малого класса, в то время как объем выполняемых ими перевозок не превышает 40% от общего объема перевозок. Широкое распространение указанных автобусов обусловлено тем, что срок окупаемости (2 года) подобного рода техники существенно ниже, нежели автобусов среднего и тем более большого класса (свыше 7 лет). В результате массового их использования значительно увеличивается интенсивность улично-дорожного движения (особенно это характерно для г. Ульяновска в часы "пик") и повышается вероятность совершения ДТП. Так, только в 2010 году количество ДТП с пострадавшими, совершенных по вине водителей пассажирского автотранспорта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 29% (с 21 до 27), количество погибших в ДТП увеличилось на 150% (с 2 до 5), раненых - на 59% (с 27 до 43). Более 88% ДТП приходится на долю автотранспортных средств категории М2. Это самые высокие показатели роста аварийности на лицензируемом автотранспорте за последние 5 лет. Основное количество ДТП с пострадавшими по вине водителей лицензируемого автотранспорта зарегистрировано в г. Ульяновске - 23 (88,5% от общего количества ДТП).
В связи с этим автобусы особо малого класса целесообразно использовать на автобусных маршрутах регулярных перевозок только в пригородном сообщении с низким пассажиропотоком.
В последние годы наблюдается тенденция по общему ежегодному увеличению автотранспортных средств на территории Ульяновской области на 10%, что также значительно обостряет ситуацию в улично-дорожной сети.
Выходом из данной ситуации являются обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта и изменение действующей структуры парка подвижного состава путем замены автобусов особо малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости.
Однако действующие темпы изменения структуры парка подвижного состава общественного автомобильного транспорта в организациях частной формы собственности не позволяют значительно повлиять на ситуацию. В течение 2010 года заменено всего 49 автобусов особо малого класса на 28 автобусов средней вместимости.
На сегодняшний день функцию социально значимых перевозок льготных категорий граждан осуществляют АТП (свыше 95%).
Действующие в Ульяновской области принципы тарифообразования в сфере пассажирского транспорта общего пользования направлены главным образом на выполнение социальных функций. В тарифах не учтена инвестиционная составляющая, связанная с обновлением автобусного парка. В этих условиях перевозчики способны обновлять только автобусы особо малой вместимости, преимущественно на маршрутах с большим и стабильным в различные промежутки времени пассажиропотоком. АТП обслуживают в первую очередь пригородную маршрутную сеть внутри муниципальных образований Ульяновской области автобусами средней вместимости, междугородную сеть - автобусами большой вместимости. Это приводит к возникновению у АТП некомпенсируемых убытков. Совокупный объем убытков по АТП за 2010 год составил 22,4 млн. рублей. Вместе с тем необходимо отметить, что износ существующего подвижного состава АТП на данный момент составляет 46%, а в отдельных предприятиях доходит до 70%.
В целях сохранения действующей структуры подвижного состава общественного автомобильного транспорта, изменения ее в сторону преобладания автобусов средней и большой вместимости, а также обновления автобусного парка АТП необходимо государственное участие в процессе обновления общественного транспорта.
В 2009 году была проведена оценка существующих пассажиропотоков на действующих транспортной сети и маршрутной системе городского общественного транспорта г. Ульяновска Московским автомобильно-дорожным институтом (далее - МАДИ). В результате анализа пассажиропотоков на маршрутах городского пассажирского общественного транспорта были разработаны предложения по рационализации загрузки маршрутов и выбору типа подвижного состава общественного транспорта на них. Однозначно можно утверждать, что автобусный транспорт в городе требует возрождения и превращения его в один из основных видов городского общественного пассажирского транспорта. Приоритетное значение автобусный транспорт должен иметь при перевозках пассажиров с правобережья в левобережье и обратно. Как основной вид транспорта автобусы должны работать с 6.00 до 24.00 (сейчас 85% подвижного состава работает до 18.00). Согласно расчетам МАДИ общее расчетное количество подвижного состава (автобусов) по вместимости при минимальном интервале (4 - 5 мин.) должно составлять 254 единицы (таблица 1).
Таблица 1
Вместимость | Необходимое количество автобусов |
Большая (90 - 120 человек) | 119 ед. |
Средняя (45 - 90 человек) | 135 ед. |
Итого | 254 ед. |
В 2018 году необходимо приобрести как минимум 25 автобусов повышенной комфортности средней и большой вместимости в целях осуществления безопасной перевозки пассажиров. На сегодняшний день на территории Ульяновской области зарегистрировано только 14 автобусов подобного класса, что явно недостаточно для обеспечения перевозок пассажиров на данном виде автомобильного транспорта. Таким образом, к 2018 году необходимо изменить качественный состав автобусного парка.
В случае сохранения сложившихся тенденций прогноз возможных результатов развития пассажирского транспорта общего пользования может выглядеть следующим образом:
резко снизится безопасность функционирования пассажирского автотранспорта;
Правительство Ульяновской области и администрации муниципальных образований Ульяновской области будут вынуждены осуществлять значительные единовременные вложения для вывода пассажирского транспорта из кризиса;
при сохранении тарифов на пассажирские перевозки на социально значимом уровне произойдет замена автобусов большой вместимости на использование на маршрутах Ульяновской области частного транспорта малой вместимости, в результате чего произойдет резкое обострение экологической обстановки, рост потерь от ДТП, перезагрузка транспортных потоков;
резко ухудшится обслуживание малообеспеченных категорий пассажиров.
Поэтому решение проблемы обновления подвижного состава АТП наиболее целесообразно осуществлять с применением программно-целевого метода на основе: