До 2006 года ситуация в системе образования была парадоксальной: несмотря на то, что сеть образовательных учреждений в целом соответствовала потребностям Ульяновской области, она не могла реально обеспечить доступность образовательных услуг.
Материально-техническая база образовательных учреждений устарела в связи с отсутствием (в течение десятков лет) капитальных вложений в инфраструктуру образовательных учреждений. На протяжении 15 лет в детские сады и школы не поставлялось необходимое учебно-наглядное, технологическое оборудование, не было современных компьютеров и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). В связи с сокращением числа обучающихся и закрытием ряда школ остро стояла проблема с перевозкой обучающихся из удаленных сельских поселений к месту учебы.
В период с 2000 по 2006 год в области были закрыты 109 дошкольных образовательных учреждений. В данный период на фоне сокращения сети дошкольных образовательных учреждений наблюдалось увеличение численности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования.
Низкая заработная плата, отсутствие дополнительных мер материального стимулирования и ряд других факторов привели к резкому снижению уровня профессионализма педагогических работников.
Кроме того, ситуация усугублялась огромными долгами перед гражданами и организациями по различным социальным выплатам, которые на начало 2006 года составляли более 1,2 млрд рублей.
Начиная с 2006 года управление системой образования в России и в Ульяновской области перешло из режима "латания дыр" в режим развития.
В Ульяновской области программно-целевым методом создано дополнительно 10932 места за счет следующих мероприятий:
на территории Ульяновской области возвращено в действующую сеть 37 детских садов, ранее используемых не по назначению;
закончено строительство зданий 2 детских садов "под ключ";
отремонтировано 2 детских сада, находившихся в аварийном состоянии;
открыто 348 дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) и дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях.
Мощным импульсом для перехода в инновационный режим стал приоритетный национальный проект "Образование" (далее - ПНПО). Реализация данного проекта позволила начать модернизацию практически всех образовательных программ системы образования. Именно поэтому Ульяновская область активно включилась в реализацию данного проекта.
С 2006 года в рамках ПНПО в систему образования инвестировано порядка 2 млрд рублей.
Дополнительно в 2009 году в рамках федеральных и областных целевых программ привлечено субсидий из федерального бюджета на сумму 316,5 млн рублей.
С 2009 года Ульяновская область участвует в проекте по развитию дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, который позволит до 2012 года 504 детям с ограниченными возможностями (100 процентов от потребности), имеющим показания к обучению в дистанционной форме, обучаться с использованием информационных дистанционных технологий.
Объем ассигнований, предусмотренных в консолидированном бюджете Ульяновской области на развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2010 году составил 53 млн рублей. В 2010/11 учебном году 150 детей с ограниченными возможностями обучались с использованием информационных дистанционных технологий.
Основные результаты реализации ПНПО на территории Ульяновской области:
с 2006 по 2010 год закуплено 222 школьных автобуса, что позволило 5432 обучающимся из 356 населенных пунктов обучаться в базовых школах, расположенных на территории Ульяновской области;
в общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Ульяновской области, закуплено 759 комплектов оборудования для школьных кабинетов;
количество компьютеров в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ульяновской области, с 2006 года увеличилось с 4450 до 8233;
количество обучающихся на 1 компьютер снизилось с 28,5 до 12 человек;
всем расположенным на территории Ульяновской области общеобразовательным учреждениям обеспечен доступ к сети Интернет;
в расположенные на территории Ульяновской области общеобразовательные учреждения поставлено 257 новейших интерактивных досок;
стабильно растет качество знаний по итогам единого государственного экзамена.
Тем не менее в системе образования накопился ряд нерешенных проблем.
В Ульяновской области, как и в целом по России, остро стоит проблема очередности приема детей в ДОУ. По состоянию на 1 июля 2012 года в очереди на получение услуг дошкольного образования стояли 13575 детей. В период планового комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на места детей, завершивших обучение в указанных образовательных учреждениях, ежегодно принимается порядка 8 тыс. воспитанников. Таким образом, примерно 5 тыс. детей, стоящих в очереди на получение услуг дошкольного образования, в указанные образовательные учреждения принято быть не может.
В связи с возрастающей потребностью в услугах дошкольного образования увеличивается количество ДОУ, в которых численность воспитанников превышает число мест.
Современное состояние дошкольного образования в Ульяновской области характеризуется определенными диспропорциями развития: переукомплектованность ДОУ, расположенных в городских поселениях, наличие очереди для приема в них детей и, с одной стороны, недоукомплектованность ДОУ, расположенных в сельских поселениях, а с другой - отсутствие в отдельных сельских населенных пунктах возможности приема в ДОУ детей дошкольного возраста.