Программа разработана на основе предложений по совершенствованию уличного освещения от глав администраций районов города Ульяновска, депутатов Ульяновской Городской Думы, обращений жителей муниципального образования "Город Ульяновск", а также предписаний отдела Государственного пожарного надзора по городу Ульяновску N 191/110/01-43 от 19.04.2010. В связи с расширением границ города Ульяновска и включением в состав муниципального образования поселков, находящихся в пригородной зоне, возникает необходимость строительства сетей наружного освещения на территории данных объектов.
Мероприятия, предлагаемые настоящей Программой, основаны на современных технических решениях и экономически эффективны в условиях замены устаревшей осветительной техники, эксплуатируемой в настоящее время.
В целом Программа носит социальный характер, нацеленный на повышение качества жизни населения города Ульяновска и пригородной зоны, снижение уровня уличной преступности, улучшение экологической обстановки в населенных пунктах Ульяновской области при максимально эффективном использовании выделяемых на эти цели финансовых средств.
Действующие нормативные акты предусматривают обязательность организации освещения улиц, а также придомовых территорий многоквартирных жилых домов. Освещенность, создаваемая осветительными приборами наружного освещения, должна соответствовать строительным нормам и правилам "Естественное и искусственное освещение" (СНиП 23-05-95, пункт 7.28 "Наружное освещение городских и сельских поселений"), строительным нормам "Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и населенных пунктов" (СН 541-82).
Соблюдение предусмотренных нормативными документами требований к освещению населенных пунктов обеспечивает оптимальные условия жизнедеятельности населения по освещенности населенных пунктов, автомобильных дорог, придомовых и других территорий. В преобладающем большинстве населенных пунктов пригородной зоны и в городе Ульяновске установленные требования к освещению улиц и придомовых территорий не соблюдаются. Особенно неудовлетворительная ситуация с наружным освещением сложилась в сельских населенных пунктах пригородной зоны, где оно полностью отсутствует.
Находящиеся в эксплуатации системы наружного освещения значительно изношены и не соответствуют действующим нормативным актам. Они создают освещенность ниже предусматриваемой установленными требованиями, нередко наружное освещение отсутствует или находится в нерабочем состоянии.
Поселковые, районные администрации, на которые в большинстве случаев органами местного самоуправления возложена ответственность за работу систем наружного освещения, не имеют возможности поддерживать их в надлежащем техническом состоянии по причине отсутствия средств и обслуживающего персонала.
На улицах, расположенных в центральных районах крупных населенных пунктов, освещенность близка к нормативному значению, а на большинстве других улиц - недостаточна или наружное освещение полностью отсутствует. Это характерно, прежде всего, для поселений пригородной зоны.
Отсутствие нормальной освещенности улиц и территорий отрицательно влияет на условия жизни населения города, способствует ухудшению правопорядка, снижению безопасности дорожного движения, а также формирует ряд других негативных факторов. Неудовлетворительная работа наружного освещения создает дополнительные предпосылки для возникновения очагов социальной напряженности в городе.
В настоящее время освещение улиц и придомовых территорий в основном осуществляется осветительными приборами с газоразрядными дуговыми лампами типа ДРЛ, ДНаТ и светильниками с лампами накаливания. Последние являются крайне неэффективными из-за высокой энергоемкости и низкой светоотдачи. Источники света, применяемые в них, несмотря на свою невысокую стоимость, имеют очень низкий срок службы и требуют частой замены.
Наружное освещение является одним из элементов благоустройства населенных пунктов. Его неудовлетворительное состояние оказывает отрицательное влияние на условия проживания жителей города. Приведение систем наружного освещения в соответствие с требованиями нормативных актов (указанных в пункте 5 паспорта Программы) будет способствовать выравниванию социальных условий на территории Ульяновской области.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая социальную значимость работы систем наружного освещения, решение поставленных выше вопросов возможно только путем разработки муниципальной целевой программы, предусматривающей проведение комплекса системных мероприятий.