Увеличение расходов областного бюджета Ульяновской области, населения и хозяйствующих субъектов Ульяновской области на оплату энергетических ресурсов, увеличение тарифов и цен на энергоносители приводят к недопустимости расточительного и неэффективного их использования и определяют высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории Ульяновской области и, прежде всего, в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, организациях с участием государства и муниципальных образований Ульяновской области.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала Ульяновской области, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и уровня благоустройства населенных пунктов, повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. Приоритетным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в Ульяновской области является программный метод, предусматривающий разработку, утверждение и реализацию областных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программным методом обусловлена следующими причинами:
1) комплексным характером проблемы, обуславливающим необходимость координации совместных усилий и ресурсов не только органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, но также хозяйствующих субъектов и населения;
2) необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития области;
3) необходимостью согласованного проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на федеральном и областном уровнях;
4) недостатком средств областного бюджета Ульяновской области для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимостью софинансирования из местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области и внебюджетных источников, а также привлечения средств из федерального бюджета.
Основными вариантами решения проблемы являются:
реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергетической эффективности;
комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере области, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает комплексный подход к решению проблемы, провозглашенный на федеральном уровне.
Планируемая реализация Программы в три этапа (первый этап - первоочередные меры, второй этап - формирование нормативной, технической, финансовой и организационной базы для обеспечения реализации Программы и третий этап - комплексное внедрение высокозатратных энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере области) позволит совместить оба варианта и даст возможность корректировать Программу в зависимости от развития социально-экономической ситуации как в Российской Федерации, так и в мировой экономике.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
ограниченностью источников финансирования и неразвитостью механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мероприятий;
неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью рынка энергосервисных услуг;
зависимостью от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов.