Комплексное реформирование системы государственного финансового контроля в Ульяновской области является одним из важнейших условий повышения эффективности бюджетных расходов. В условиях внедрения программно-целевых методов планирования и исполнения областного бюджета Ульяновской области, сосредоточения усилий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области на достижении целей социально-экономического развития Ульяновской области и решении стоящих перед ними задач необходимо пересмотреть действующие подходы к организации государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, переориентировав его на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономности, результативности и эффективности использования средств областного бюджета Ульяновской области.
Организация действенного государственного финансового контроля в Ульяновской области подразумевает решение ряда задач:
реформирование системы государственного финансового контроля в рамках исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;
организация эффективного взаимодействия органов государственного финансового контроля из числа исполнительных органов государственной власти Ульяновской области со Счетной палатой Ульяновской области;
внедрение внутреннего контроля в деятельность главных распорядителей средств областного бюджета Ульяновской области и наиболее крупных получателей бюджетных средств.
Действующая система финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, фактически состоит из структурных подразделений Министерства финансов Ульяновской области и главных распорядителей средств областного бюджета Ульяновской области, осуществляющих контрольно-ревизионную деятельность в соответствии с Планом контрольно-ревизионной работы главных распорядителей средств областного бюджета Ульяновской области и Министерства финансов Ульяновской области, утверждаемым Губернатором - Председателем Правительства Ульяновской области. При этом отсутствует какая-либо структура, осуществляющая методическое руководство этой деятельностью.
Реформирование системы государственного финансового контроля в рамках исполнительных органов государственной власти Ульяновской области подразумевает выполнение ряда мероприятий, в том числе:
проведение анализа действующих нормативных правовых актов Ульяновской области, которые определяют права и обязанности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, осуществляющих государственный финансовый контроль, и оценка их деятельности по осуществлению государственного финансового контроля с точки зрения организации и эффективности контрольно-проверочной работы, контроля за устранением выявленных нарушений и направленности ее на предупреждение новых нарушений. По результатам анализа и оценки должны быть уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в части осуществления государственного финансового контроля, должен быть определен и наделен соответствующими полномочиями орган, на который будет возложена функция по координации и методологическому обеспечению деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в части осуществления государственного финансового контроля, а также предприняты действия, не допускающие дублирования функций органов государственного финансового контроля. Исходя из необходимости ограничения численности государственных служащих Ульяновской области, предлагается наделить полномочиями по координации и методологическому обеспечению деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в части осуществления государственного финансового контроля Министерство финансов Ульяновской области, предоставив также Министерству финансов Ульяновской области право осуществлять контроль за организацией государственного финансового контроля другими органами государственного финансового контроля Ульяновской области, включая проверку качества проведенных контрольных мероприятий. При этом в целях избегания дублирования действий органов государственного финансового контроля предлагается ввести запрет на проведение в течение финансового года контрольных мероприятий в отношении конкретного получателя средств областного бюджета Ульяновской области со стороны любого органа государственного финансового контроля из числа исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в том случае, если контрольные мероприятия по той же тематике были проведены другим органом государственного финансового контроля Ульяновской области. Исключение из этого правила может быть сделано только в случае проверки Министерством финансов Ульяновской области качества осуществления контрольных мероприятий в отношении такого получателя бюджетных средств, проведенных другим органом государственного финансового контроля Ульяновской области;
выработка Министерством финансов Ульяновской области критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств областного бюджета Ульяновской области, а также оказание методологического содействия другим органам государственного финансового контроля из числа исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в разработке критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований получателями средств областного бюджета Ульяновской области, которыми органы государственного финансового контроля Ульяновской области могли бы руководствоваться при проведении контрольных мероприятий. При этом критерии должны быть взаимоувязаны с достижением целей, стоящих перед главными распорядителями и получателями средств областного бюджета Ульяновской области, решением конкретных задач и выполнением конкретных мероприятий. Для получателей бюджетных средств, оказывающих государственные услуги в соответствии с государственным заданием, критерии эффективности и результативности расходования бюджетных средств должны быть разработаны с учетом фактического качества оказываемых государственных услуг и выполнением государственного задания;
выработка Министерством финансов Ульяновской области единых рекомендаций по проведению контрольных мероприятий и устранению выявленных нарушений. Такие рекомендации должны содержать административные процедуры по планированию и проведению контрольных мероприятий, основания и процедуры проведения внеплановых контрольных мероприятий, примерные формы документов, являющихся основанием для проведения контрольного мероприятия и оформляемых по результатам контрольных мероприятий, рекомендуемые сроки, способы и методы проведения контрольных мероприятий, порядок взаимодействия с Министерством финансов Ульяновской области при реализации материалов контрольных мероприятий и устранении выявленных нарушений;
разработка методических рекомендаций по проверке соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Ульяновской области, регулирующих бюджетные правоотношения, после внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части норм, регламентирующих вопросы государственного финансового контроля, предлагаемых в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Методические рекомендации должны включать в себя не только перечни нормативных правовых актов, на соответствие которым проводятся проверки, но и четкие критерии такого соответствия. Наличие таких критериев позволит избежать проявления субъективности должностных лиц, осуществляющих проверку. Перечни и критерии должны отличаться в случаях проверки получателей бюджетных средств и в случаях проверки главных распорядителей средств областного бюджета Ульяновской области;
необходимость разработки Министерством финансов Ульяновской области методических материалов по порядку проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности после внесения предлагаемых в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года поправок в Бюджетный кодекс в части норм, регламентирующих вопросы бюджетного учета и отчетности. При этом следует строго придерживаться принципа подведомственности. В соответствии с этим принципом главные распорядители средств областного бюджета Ульяновской области, включившие их в перечень своих подведомственных получателей бюджетных средств, должны осуществлять контроль за полнотой и достоверностью бюджетной отчетности получателей бюджетных средств, так же, как и главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджетов. А Министерство финансов Ульяновской области должно осуществлять контроль за полнотой и достоверностью бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета Ульяновской области, главных администраторов доходов областного бюджета Ульяновской области и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Ульяновской области.
Реформирование системы государственного финансового контроля в рамках исполнительных органов государственной власти Ульяновской области настоятельно диктует необходимость организации эффективного взаимодействия со Счетной палатой Ульяновской области. В силу законодательного распределения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области созданные ими органы государственного финансового контроля функционируют самостоятельно, так как перед ними стоят различные задачи. Вместе с тем их работа в части проверки законности, эффективности и результативности расходования средств областного бюджета Ульяновской области во многом схожа. В этих условиях эффективность функционирования самой системы государственного финансового контроля во многом зависит от взаимодействия всех органов государственного финансового контроля.
В связи с этим необходимо проанализировать сложившуюся практику взаимодействия органов государственного финансового контроля из числа исполнительных органов государственной власти Ульяновской области со Счетной палатой Ульяновской области. Законом Ульяновской области Счетная палата Ульяновской области наделена в этом плане значительными полномочиями. Вместе с тем по результатам анализа возможно систематизировать причины для обращения в Счетную палату Ульяновской области других органов государственного контроля Ульяновской области, определить круг должностных лиц, которым целесообразно предоставить право для таких обращений, уточнить состав обмениваемой информации, оптимизировать сроки рассмотрения обращений и подготовки ответов, определить возможность взаимного использования информации о результатах проведенных контрольных мероприятий, а также проработать другие вопросы информационного взаимодействия.
Немаловажное значение для решения общей задачи по повышению эффективности расходования бюджетных средств играет общественный контроль за всеми процедурами планирования и расходования бюджетных средств, в том числе и за тем, насколько действенна система государственного финансового контроля. В связи с этим необходимо постепенно приближаться к использованию в деятельности Счетной палаты Ульяновской области и других органов государственного финансового контроля Ульяновской области одинаковых принципов прозрачности и открытости контрольных процедур и результатов проверок.
Важной задачей реформирования системы государственного контроля в Ульяновской области является внедрение в деятельность главных распорядителей средств областного бюджета Ульяновской области и наиболее крупных получателей бюджетных средств внутреннего контроля.
При этом следует исходить из того, что внутренний контроль - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе, включает организованные внутри данной организации и ее силами надзор и проверку:
соблюдения требований законодательства;
точности и полноты документации бюджетного учета;
своевременности подготовки достоверной бюджетной отчетности;
предотвращения ошибок и искажений;
исполнения приказов и распоряжений;
обеспечения сохранности имущества организации.
Рассматривая внутренний контроль как систему, можно выделить несколько элементов, которые ей присущи:
контрольная среда;