Реформирование системы государственного управления в целях повышения эффективности бюджетных расходов затронуло в последнее время практически все аспекты бюджетной системы. И если ранее реформирование в большей степени ориентировалось на создание стройной системы государственных финансов с точки зрения организации управления, то в последнее время на передний план выходят проблемы качества предоставления и обоснованности финансового обеспечения государственных услуг. При этом особое внимание стало уделяться вопросам удовлетворенности населения получаемыми государственными услугами.
Основными целями работы по данному направлению являются:
повышение доступности и качества государственных услуг;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
оптимизация бюджетной сети;
улучшение материально-технической базы государственных учреждений;
внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений.
В настоящее время по всем направлениям на федеральном уровне действует пакет правовых документов, позволяющий оценить общий вектор развития:
обновленный Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные понятия в части управления государственными (муниципальными) услугами, механизмы планирования (государственное задание) и исполнения бюджета в части оказания услуг;
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями и Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений;
Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с подзаконными актами, создающий правовые основы для реформирования бюджетной сети;
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регламентирующий вопросы оказания государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая подходы к организации деятельности многофункциональных центров, выдаче и применению универсальных электронных карт и предоставлению услуг в электронной форме.
Ряд из указанных документов регламентирует деятельность только федеральных учреждений и федеральных органов власти, вместе с тем подходы, заложенные в указанных правовых актах, могут лечь в основу разработки аналогичных документов регионального и муниципального уровней.
В Ульяновской области работа над совершенствованием практики предоставления государственных услуг началась в 2007 году в рамках разработки и реализации Программы реформирования региональных и муниципальных финансов на 2006 - 2008 годы в ходе участия Ульяновской области в конкурсе Министерства финансов Российской Федерации на получение субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов. Программа реформирования была утверждена законом Ульяновской области от 03.11.2006 N 174-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Реформирование региональных и муниципальных финансов Ульяновской области (2006 - 2008 годы)".
По результатам реализации Программы реформирования региональных и муниципальных финансов на 2006 - 2008 годы был сформирован комплекс нормативных правовых актов, направленных на создание работоспособной системы управления государственными услугами, ориентированной на повышение качества оказания государственных услуг, в том числе:
был принят Закон Ульяновской области от 09.07.2007 N 97-ЗО "О стандартах качества оказания государственных услуг в Ульяновской области" (в ред. Законов Ульяновской области от 31.03.2009 N 29-ЗО, от 30.06.2009 N 79-ЗО), который закрепляет основные подходы к стандартизации государственных услуг. Во исполнение вышеуказанного закона исполнительными органами государственной власти Ульяновской области были разработаны и утверждены перечни государственных услуг в соответствующей отрасли и стандарты качества оказания соответствующих услуг. Кроме того, была сформирована методическая и организационная основа для проведения оценки соответствия фактически оказываемых услуг установленным стандартам качества - постановление Правительства Ульяновской области от 18.06.2008 N 278-П "О порядке оценки соблюдения стандартов качества государственных услуг, утвержденных в сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики"
ведется реестр государственных и муниципальных услуг Ульяновской области. Порядок формирования и ведения данного реестра утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 09.09.2010 N 294-П. В реестр попадают все государственные услуги, оказываемые как государственными учреждениями, так и исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. Кроме того, в целях систематизации и стандартизации информации о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и подведомственными им государственными учреждениями, в Ульяновской области сформирован и ведется региональный Портал государственных и муниципальных услуг (функций): http://www.gosuslugi.ulgov.ru.
Все указанные выше правовые акты были направлены на внедрение механизмов установления и оценки соблюдения качества оказываемых государственных услуг. В результате к 2010 году основное внимание реформы смещается на организацию качественного предоставления услуг и повышение обоснованности финансового обеспечения. В результате мероприятия по совершенствованию системы управления государственными услугами сконцентрированы на следующих основных направлениях:
1) развитие новых форм оказания государственных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
Вопросы организации качественного предоставления государственных услуг в настоящее время сконцентрированы на реструктуризации действующей бюджетной сети. Существующая сеть государственных учреждений и схема организации их деятельности не способствуют повышению качества услуг и увеличению удовлетворенности получателей оказываемыми услугами. В целях изменения такого положения дел на федеральном уровне был принят ряд решений, изменивших подходы к построению сети государственных (муниципальных) учреждений.
Федеральное законодательство создает основы для изменения сложившейся ситуации. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ) заложил правовые основы для создания нового типа учреждений - автономных учреждений. По состоянию на 1 августа 2010 года в Ульяновской области уже функционирует 33 автономных учреждения. Кроме того, с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений - казенных учреждений - и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). В ходе реализуемых изменений бюджетные учреждения приобрели больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания государственных услуг.
Установленный в Российской Федерации срок полномасштабного перехода к работе учреждений трех типов - 1 января 2012 года. До этого момента на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях потребуется разработать и принять серию подзаконных правовых актов, распределить существующие государственные учреждения между тремя типами, провести работу по внесению изменений в их уставы.
В Ульяновской области с 1 января 2011 года до 1 января 2012 года установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет). В этот период потребуется совершенствование практики формирования государственных заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения.
В качестве "пилотного" проекта было принято решение, что в переходный период 10 областных бюджетных учреждений перейдут со сметного финансирования на получение субсидий для выполнения государственных заданий по оказанию государственных услуг.
Все нормы, касающиеся переходного периода, будут закреплены Законом Ульяновской области "О регулировании некоторых вопросов в связи с совершенствованием правового положения государственных учреждений Ульяновской области в переходный период".
К настоящему времени в Ульяновской области создана и утверждена распоряжением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 N 311-пр "О совершенствовании системы государственного управления и правового положения государственных учреждений Ульяновской области" рабочая группа по совершенствованию системы государственного управления и правового положения государственных учреждений Ульяновской области.
Кроме того, указанным выше распоряжением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010 N 311-пр утвержден план мероприятий по реализации норм федерального законодательства о типах государственных (муниципальных) учреждений.
С учетом плана действия указанной рабочей группы и норм федерального законодательства перед Ульяновской областью стоят следующие задачи: