ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ШКОЛЬНЫЕ
ОКНА" НА 2011 - 2014 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 N 145-П
____________________________________________________________________
В целях создания безопасных и комфортных условий обучения в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области и сохранения здоровья обучающихся Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Школьные окна" на 2011 - 2014 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Девяткину Т.В.
Исполняющий обязанности
Губернатора - Председателя
Правительства
Ульяновской области
А.И.ЯКУНИН
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ШКОЛЬНЫЕ ОКНА" НА 2011 - 2014 ГОДЫ
Наименование Программы - областная целевая программа "Школьные окна" на
2011 - 2014 годы (далее - Программа).
Дата принятия решения о - 21 декабря 2009 года.
разработке Программы
Основание для - распоряжение Правительства Ульяновской области
разработки Программы от 01.07.2010 N 22/433-пр "Об утверждении
Концепции областной целевой программы "Школьные
окна" на 2011 - 2014 годы".
Государственный - Министерство образования Ульяновской области.
заказчик Программы
Разработчик Программы - Министерство образования Ульяновской области.
Цель и задачи Программы - цель Программы - создание безопасных и
комфортных условий обучения в
общеобразовательных учреждениях Ульяновской
области, сохранение здоровья обучающихся;
задачи Программы: замена 100 процентов старых
окон в общеобразовательных учреждениях на новые
стеклопакеты; улучшение инсоляции классных
помещений; повышение энергоэффективности
школьных зданий.
Важнейшие целевые - повышение коэффициента естественной
индикаторы и показатели освещенности школьных кабинетов (КЕО) на 1
Программы процент (текущее значение индикатора - 3,6
процента); снижение среднегодового показателя
заболеваемости обучающихся гриппом и острыми
респираторными вирусными инфекциями на 2
процента (текущее значение индикатора - 5,7
процента).
Сроки и этапы - Программа рассчитана на 2011 - 2014 годы и
реализации Программы осуществляется в 4 этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012 год;
III этап - 2013 год;
IV этап - 2014 год.
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы - 964289,0
финансирования тыс. рублей, в том числе:
Программы с разбивкой из областного бюджета Ульяновской области -
по этапам 510582,0 тыс. рублей;
из иных источников (бюджеты муниципальных
образований Ульяновской области) - 453707,0
тыс. рублей;
в том числе с разбивкой по этапам:
I этап - 241562,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета Ульяновской области -
127944,0 тыс. рублей;
из бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 113618,0 тыс. рублей;
II этап - 241029,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета Ульяновской области -
127606,0 тыс. рублей;
из бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 113423,0 тыс. рублей;
III этап - 241133,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета Ульяновской области -
127658,0 тыс. рублей;
из бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 113475,0 тыс. рублей;
IV этап - 240565,0 тыс. рублей, в том числе:
из областного бюджета Ульяновской области -
127374,0 тыс. рублей;
из бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 113191,0 тыс. рублей.
Ежегодный объем ассигнований из областного
бюджета Ульяновской области на реализацию
Программы подлежит уточнению при разработке
закона Ульяновской области об областном бюджете
Ульяновской области на соответствующий
финансовый год.
Основные исполнители - Министерство образования Ульяновской области;
мероприятий Программы муниципальные образования Ульяновской области
(по соглашениям).
Система управления - управление реализацией Программы осуществляет
Программой Министерство образования Ульяновской области,
которая ежеквартально информирует Министерство
экономики Ульяновской области о ходе выполнения
Программы.
Ожидаемые конечные - комфорт и безопасность обучающихся через
результаты реализации создание оптимального температурного и
Программы и показатели инсоляционного режима в помещениях
оценки эффективности общеобразовательного учреждения;
Программы снижение заболеваемости инфекционными
заболеваниями обучающихся;
увеличение уровня теплозащиты зданий
общеобразовательных учреждений на 30 процентов;
замена 100 процентов устаревших оконных
конструкций на новые, в том числе:
в 2011 году - 25,1 процента;
в 2012 году - 25,0 процента;
в 2013 году - 25,0 процента;
в 2014 году - 24,9 процента.
Основной индикатор - В результате замены 100 процентов устаревших
оценки эффективности оконных конструкций на новые во всех
Программы общеобразовательных учреждениях, участвующих в
Программе, будет наблюдаться повышение
среднесуточной температуры в зимние месяцы в
среднем на 3 градуса по Цельсию (текущее
значение индикатора - 18 градусов).
В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 N Пр-271, основным направлением развития системы образования является развитие школьной инфраструктуры. По словам Президента Российской Федерации, школа должна стать для ребенка вторым домом, а в доме должно быть светло, безопасно, комфортно и тепло.
В соответствии с приоритетами, заявленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и в Концепции стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 352-пр, для того, чтобы обеспечить все необходимые условия для подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для экономики Ульяновской области, необходимо обеспечить безопасные и комфортные условия для обучения.
Для большинства обучающихся школа является вторым домом, ребенок проводит в ней большую часть своего активного времени, поэтому для того, чтобы обеспечить эффективный процесс усвоения знаний, ребенку необходимо обеспечить безопасные и комфортные условия пребывания в общеобразовательном учреждении. Для этого необходимы рациональный интерьер, правильная организация связи с окружающей средой и зонами отдыха. Это сложная система природной и искусственно созданной среды, где сочетаются воздействия физических, химических, биологических факторов. Существует также понятие энергетического комфорта, в которое входит:
достаточное естественное, искусственное освещение, инсоляция во все времена года;
оптимальная температура окружающего воздуха.
Комфортной температурой считается температура от 19 до 24 градусов в зависимости от физиологии человека. Относительная влажность воздуха - в пределах 40 - 60 процентов. Очень важна роль вентиляции жилых помещений. Она помогает бороться с сыростью, способствует созданию воздушной среды, препятствует распространению воздушно-капельной инфекции. Здание обязательно должно облучаться прямыми солнечными лучами, которые способствуют оздоровлению организма человека и оказывают сильное бактерицидное действие на микрофлору в помещении. Таким образом, большую роль в обеспечении энергетического комфорта детей играет качество оконв зданиях общеобразовательных учреждений.
По итогам мониторинга энергетического комфорта в общеобразовательных учреждениях степень износа оконных конструкций составляет 70 процентов. Такое состояние обусловлено тем, что в Ульяновской области лишь 9 общеобразовательных учреждений (1,8 процента) построены не более десяти лет тому назад; 122 общеобразовательных учреждения (22 процента) эксплуатируются до 20 лет; 123 общеобразовательных учреждения (22,2 процента) - от 21 года до 30 лет; 229 общеобразовательных учреждений (45 процентов) - от 31 года до 50 лет; 55 общеобразовательных учреждений (9,9 процента) - от 51 года до 199 лет. Замена старых окон является дорогостоящим мероприятием, и средств в бюджетах муниципальных районов и городских округов Ульяновской области недостаточно для проведения данного вида ремонтных работ. Это значит, что большинство окон в Ульяновских школах значительно устарели и не менялись со дня основания общеобразовательного учреждения. Старые окна с перекошенными рамами и лопнувшими стеклами пропускают тепло, пыль, задерживают солнечный свет, несут угрозу жизни и здоровью обучающихся в процессе эксплуатации. Для того, чтобы зимой поддерживать необходимый температурный режим в таких общеобразовательных учреждениях, требуется усиленное отопление зданий, что влечет за собой большие расходы на коммунальные услуги.
В ходе мониторинга энергетического комфорта также выявлено, что коэффициент естественной освещенности школьных кабинетов (КЕО), вычисляемый в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, равняется 3,6 процента при норме 4 процента. Установлено, что снижение естественной освещенности произошло из-за плохого качества остекления оконных проемов.
Среднесуточная температура в среднем по всем общеобразовательным учреждениям Ульяновской области в зимние месяцы составляет 18 градусов, что ниже норматива комфортности, а в отдельных общеобразовательных учреждениях с рассохшимися рамами и лопнувшими стеклами температура зимой опускается до 10 градусов по Цельсию.
Недостаток солнечного света и пониженная температура ведут к повышению заболеваемости обучающихся: в среднем в году гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями болеют 5,7 процента обучающихся, в зимние месяцы количество заболевших достигает 26 процентов.
Для создания должного уровня энергетического комфорта в школах Ульяновской области требуется замена 37088 оконных блоков общей площадью 122 тысячи квадратных метров.
Стопроцентная замена старых окон не может быть обеспечена только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области. Характер проблемы требует концентрации организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых механизмов.
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
финансирование замены 100 процентов старых окон в общеобразовательных учреждениях на новые стеклопакеты за счет субвенций муниципальным районам и городским округам Ульяновской области из областного бюджета Ульяновской области на условиях софинансирования;
мониторинг энергоэффективности школьных зданий общеобразовательных учреждений с целью контроля эффективности расходования средств областного бюджета Ульяновской области и расчета окупаемости.
В случае решения проблемы без применения программно-целевого метода возникает риск нехватки финансирования и неэффективного расходования бюджетных средств муниципальных образований Ульяновской области. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по проведению ремонта муниципальных общеобразовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Выделение дополнительных средств на реализацию указанных полномочий возможно только через реализацию областной целевой Программы. К тому же при отсутствии единой системы проведения мониторингов энергоэффективности старых окон возникает риск неоправданного и неэффективного расходования бюджетных средств на приобретение оконных блоков.
Целью Программы является создание безопасных и комфортных условий обучения в общеобразовательных учреждениях, сохранение здоровья обучающихся.
Задачи Программы:
замена 100 процентов старых окон в общеобразовательных учреждениях на новые стеклопакеты;
улучшение инсоляции классных помещений;
повышение энергоэффективности школьных зданий.
Для осуществления вышеозначенных задач заданы следующие целевые индикаторы и показатели:
повышение коэффициента естественной освещенности школьных кабинетов (КЕО), вычисляемого в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, на 1 процент. Поквартальные показатели вышеуказанного целевого индикатора выглядят следующим образом:
в процентах
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV |
3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | 4,6 |
снижение среднегодового показателя заболеваемости обучающихся гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями на 2 процента. Поквартальные показатели вышеуказанного целевого индикатора выглядят следующим образом:
в процентах
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||||||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV | I | II | III | IV |
5,7 | 5,6 | 5,5 | 5,4 | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 5,1 | 4,9 | 4,8 | 4,6 | 4,5 | 4,4 | 4,1 | 3,9 | 3,7 |
Реализация Программы предусматривается в период с 2011 по 2014 годы в четыре этапа:
I этап - 2011 год: замена старых окон в общеобразовательных учреждениях с критическим уровнем состояния теплозащиты зданий общеобразовательных учреждений по итогам мониторинга;