Стратегической целью социально-экономической политики руководства муниципального образования "Город Ульяновск" является сохранение человеческого капитала, создание благоприятных и комфортных условий для проживания, формирование рынка доступного жилья для широкого круга населения города.
В городе Ульяновске наблюдается тенденция ежегодного роста объемов и темпов жилищного строительства. Так, за период с 2004 год по 2009 год показатель ввода жилья в эксплуатацию увеличился более чем в 3 раза.
Таблица 1
Наименование | 2004, | 2005, | 2006, | 2007, | 2008, | 2009, | 2010, |
Всего, в том | 96,5 | 201,5 | 204,1 | 278,9 | 338,5 | 351,9 | 300,0 |
- многоэтажных | 72,8 | 151,35 | 160,8 | 164,2 | 218,9 | 159,4 | 217,0 |
- индивидуаль- | 23,76 | 50,2 | 43,4 | 114,7 | 119,6 | 192,6 | 83,0 |
В целях наращивания объемов строительства мэрией города Ульяновска проводится работа по формированию земельных участков для выставления их на торги. Однако из-за негативного влияния финансового кризиса в 2009 году с торгов не продано ни одного земельного участка. 18 декабря 2006 года принят Федеральный закон N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления приобрели с 2007 года полномочия по проведению аукционов на право заключения договора о развитии застроенных территорий, то есть территорий, на которых расположены ветхие дома и дома, снос и реконструкция которых планируется на основании муниципальных адресных программ. Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных как для Российской Федерации в целом, так и для Ульяновска в частности. Значительная часть жилищного фонда в городе сегодня не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по своему качеству. Данной проблеме на территории города и области на протяжении многих лет не уделялось достаточного внимания.
На основании ранее проведенных общих плановых осмотров зданий в городе выявлено 543 здания, имеющих физический и моральный износ основных строительных конструкций и их инженерного оборудования. Общая площадь таких зданий составляет 177,0 тыс. кв. м, в том числе:
Таблица 2
N | Район города | Количество ветхих | Общая площадь, |
1. | Ленинский район | 305 | 56,3 |
2. | Засвияжский район | 65 | 47,7 |
3. | Железнодорожный район | 12 | 6,55 |
4. | Заволжский район | 161 | 66,5 |
ВСЕГО по городу | 543 | 177,0 |
Ветхое жилье в городе составляет 2,2% от общей площади обслуживания жилищного фонда. В отдельных домах проживание жителей становится дискомфортным, а в отдельных случаях небезопасным. Таких квартир в городе насчитывается 3586, а жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 10131 человек. Большинство жителей, проживающих в данном фонде, имеют низкие доходы и не в состоянии улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилья с использованием собственных сбережений или банковских кредитов.
Содержание ветхого жилья для муниципалитета обходится дороже, чем содержание зданий, находящихся в технически исправном состоянии, что приводит к завышению уровня стандарта на содержание одного квадратного метра жилой площади. При этом качество предоставляемых услуг в таком жилищном фонде оставляет желать лучшего.
Кроме этого, финансовый кризис внес свои коррективы по всем направлениям экономики. Доступность жилья снижается, большинство жителей сегодня уже не в состоянии улучшить свои жилищные условия. Одним из способов улучшения данной ситуации является скорейшее насыщение рынка предложением качественного, современного, благоустроенного, доступного жилья. Наибольшая доля ветхого жилищного фонда - это средне-малоэтажные (до 4 этажей) жилые дома, которые являются муниципальной собственностью.
Проживание граждан в ветхом жилищном фонде постоянно сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, ветхие строения ухудшают внешний облик и благоустройство города, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность города.
Комплексное решение вышеперечисленных проблем программными методами окажет положительное влияние на развитие социальной сферы, повысит уровень жизни населения, позволит повысить градостроительные показатели и архитектурную выразительность застройки, инвестиционную привлекательность города, приведет к развитию отрасли строительства и смежных с ней отраслей экономики, увеличит количество рабочих мест.