Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники избегают общения с ними и включения их в свои игры.
Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная деривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточное представление об окружающем мире у больного ребенка.
В Ульяновской области по ведущему ограничению жизнедеятельности человека и по главным нарушениям состояния здоровья 5691 ребенок-инвалид в возрасте от 0 до 17 лет.
По данным мониторинга, проведенного департаментом дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области, в 2009 - 2010 учебном году на территории Ульяновской области в 508 общеобразовательных учреждениях обучалось 2000 детей-инвалидов.
Основными причинами инвалидности детей являются последствия общих заболеваний (26 процентов), а также двигательные (25 процентов), зрительные (9 процентов), слуховые (5,5 процента), языковые и речевые (4,5 процента) нарушения. Эти болезни несомненно оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими, создавая определенные барьеры на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
В настоящее время в Ульяновской области существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя дошкольные образовательные учреждения комбинированного и компенсирующего видов, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты I - VIII видов.
На территории Ульяновской области функционируют 13 областных государственных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов, в которых обучаются 1676 человек, из которых 861 - дети-инвалиды, 6 областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 384 ребенка, из которых 53 - дети-инвалиды.
Следует отметить, что сама система коррекционного образования функционирует недостаточно эффективно, о чем свидетельствует анализ катамнестических данных на выпускников коррекционных образовательных учреждений: в среднем 57 процентов выпускников продолжают обучение в профессиональных училищах; 21 процент - в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 3 процента - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Кроме того, в последние годы в Ульяновской области развивается процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа в настоящее время обучаются более 1123 детей с ОВЗ.
Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Однако в Ульяновской области остро стоит проблема дискриминации, негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОВЗ.
Детям-инвалидам, обучающимся в образовательных учреждениях общего типа, сложнее, чем их ровесникам, усвоить школьную программу в силу физических ограничений, состояния здоровья, частых перерывов из-за болезни. Многим приходится совмещать учебу с лечением в стационарах и санаториях, часто посещать медицинские учреждения, затрачивать время на проведение необходимых процедур. Такие дети испытывают трудности не только в учебе и общении, но также нуждаются в посторонней помощи и уходе по медицинским показаниям, в то время как образовательные учреждения общего типа не всегда готовы к созданию для них если не специальных, то хотя бы щадящих условий.
Процесс интеграции в Ульяновской области носит хаотичный, нерегламентированный характер, без учета требований к его организации.
В образовательных учреждениях общего типа в настоящее время:
не созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения, и условия организации их пребывания и обучения в этих учреждениях (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее);
не обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения;
не учитывается специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, отсутствует укомплектованность педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ коррекционной педагогики и специальной психологии, технологиями организации реабилитационного процесса для таких детей;
не организована работа с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития.
С целью достижения детьми-инвалидами реального выполнения показателей федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в муниципальном образовании "Город Ульяновск" с 2009 года предоставлена возможность получать образование с применением дистанционных образовательных технологий указанной категории детей.
По данным мониторинга потребности в получении дистанционного образования детьми-инвалидами, проведенного специалистами Министерства образования Ульяновской области, в регионе 504 ребенка-инвалида имеют показания для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Реализация программных мероприятий до 2015 года позволит предоставить возможность вышеназванной категории детей обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и в связи с этим обеспечить их индивидуальными компьютерами, всем необходимым для организации полноценного образовательного процесса телекоммуникационным, специализированным оборудованием, программным обеспечением и бесплатное подключение к сети Интернет.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Основным приоритетом развития Ульяновской области является повышение эффективности расходования средств областного бюджета Ульяновской области.
Оптимизация сети коррекционных образовательных учреждений будет возможна при условии создания условий обучения для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, что позволит повысить эффективность расходов областного бюджета Ульяновской области.
Для реализации права детей с ОВЗ на образование необходимо создать адекватные условия обучения и воспитания в соответствии с действующими нормативно-правовыми и методическими документами:
организационно правовое обеспечение;
качественное управление образованием данной категории лиц в образовательном учреждении;