ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ
НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 N 145-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ульяновской области" на 2010 - 2015 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Девяткину Т.В.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ
Наименование - областная целевая программа "Образование лиц с
Программы ограниченными возможностями здоровья, проживающих
на территории Ульяновской области" на 2010 - 2015
годы (далее - Программа).
Дата принятия - 20 мая 2010 года.
решения о
разработке
Программы
Основание для - поручение по Посланию Президента Российской
разработки Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию
Программы Российской Федерации от 12 ноября 2009 года;
протокол заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по реализации приоритетных
национальных проектов и демографической политике от
04.02.2008 N 26 (пункт 5 раздел III).
Государственный - Министерство образования Ульяновской области.
заказчик
Программы
Разработчик - Министерство образования Ульяновской области.
Программы
Исполнители - Министерство образования Ульяновской области;
программных муниципальные образования Ульяновской области (по
мероприятий соглашениям).
Система - управление реализацией Программы осуществляет
управления Министерство образования Ульяновской области и
Программой ежеквартально информирует Министерство экономики
Ульяновской области.
Цель и задачи - цель:
Программы создание условий для получения качественного
образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья (далее - дети с ОВЗ);
задачи:
обеспечение доступного образования детям с ОВЗ;
предоставление вариативных форм получения
образования детям с ОВЗ;
создание безбарьерной среды детям с ОВЗ в
общеобразовательных учреждениях;
подготовка педагогических кадров в соответствии с
уровнем и направленностью реализуемых
образовательных программ.
Показатели и - увеличение охвата детей с ОВЗ в общеобразовательных
целевые учреждениях на 55 процентов;
индикаторы оснащение оборудованием и автотранспортом
Ресурсного центра дистанционного образования - 100
процентов;
увеличение численности детей-инвалидов,
обучающихся с использованием информационных
дистанционных образовательных технологий, из числа
детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном
обучении на дому, - на 100 процентов;
обеспечение детей-инвалидов, находящихся на
индивидуальном обучении на дому, необходимым
оборудованием и программным обеспечением - 100
процентов;
подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-
инвалидов, находящихся на дистанционной форме
обучения, и педагогических работников,
осуществляющих дистанционное образование детей-
инвалидов, - 100 процентов;
оборудование образовательных учреждений пандусами -
30 процентов;
увеличение численности выпускников, имеющих ОВЗ,
поступивших в учреждения начального, среднего и
высшего профессионального образования, - на 70
процентов;
увеличение охвата детей с ОВЗ и их родителей
психолого-медико-педагогическим сопровождением - на
55 процентов.
Характеристика - Программой предусмотрены мероприятия, направленные
программных на получение образовательными учреждениями общего
мероприятий типа лицензии на право осуществления
образовательной деятельности, обеспечение
лицензионных требований:
а) наличие нормативно-правовой базы, локальных
актов;
б) учебно-методическое оснащение
общеобразовательных учреждений;
в) программное и учебно-методическое обеспечение
образовательной деятельности детей с ОВЗ;
г) обеспечение надлежащих медико-социальных
условий пребывания детей с ОВЗ в
общеобразовательных учреждениях;
д) содержание и подключение к сети Интернет
Ресурсного центра дистанционного образования детей-
инвалидов;
е) оснащение специализированной компьютерной
техникой и программным обеспечением детей-инвалидов
и учителей, задействованных в процессе
дистанционного обучения детей-инвалидов;
ж) обеспечение доступа к сети Интернет детей-
инвалидов и учителей, задействованных в процессе
дистанционного обучения детей-инвалидов;
з) организация системной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогических работников,
участвующих в процессе обучения детей-инвалидов с
использованием информационных дистанционных
технологий, и родителей детей-инвалидов,
обучающихся с использованием информационных
дистанционных технологий;
и) оснащение общеобразовательных учреждений
пандусами, поручнями;
й) обеспечение Ресурсного центра дистанционного
образования детей-инвалидов автотранспортом;
к) организация деятельности психолого-медико-
педагогических консилиумов общеобразовательных
учреждений и разработка программ коррекционно-
развивающей и психолого-педагогической работы с
детьми с ОВЗ;
л) организация курсов повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров, работающих с
детьми с ОВЗ.
Сроки и этапы - 2010 - 2015 годы.
реализации I этап (начальный) - 2010, 2011 годы;
Программы II этап (основной) - 2012, 2013 годы;
III этап (завершающий) - 2014, 2015 годы.
Объемы и - общий объем финансирования Программы - 178828,04
источники тыс. рублей, в том числе по годам:
финансирования 2010 год
Программы средства областного бюджета Ульяновской области -
2000,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 1556,36 тыс. рублей;
2011 год
средства областного бюджета Ульяновской области -
2000,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 2875,56 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 50513,47 тыс.
рублей;
2012 год
средства областного бюджета Ульяновской области -
4000,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 4054,64 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 50513,47 тыс.
рублей;
2013 год
средства областного бюджета Ульяновской области -
8000,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 4068,4 тыс. рублей;
2014 год
средства областного бюджета Ульяновской области -
10000,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 4626,62 тыс. рублей;
2015 год
средства областного бюджета Ульяновской области -
30000,0 тыс. рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
Ульяновской области - 4619,52 тыс. рублей.
Ожидаемые - в ходе реализации Программы в Ульяновской области
конечные дети с ОВЗ своевременно получат коррекционную
результаты помощь, смогут обучаться в образовательных
реализации учреждениях общего типа по месту жительства.
Программы и Программа имеет социальную направленность, ее
показатели социально-экономическим эффектом будет являться
социально- уровень социальной адаптации детей с ОВЗ, который
экономической изменится с 14 процентов до 55 процентов.
эффективности (в
количественно
измеряемых
показателях)
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники избегают общения с ними и включения их в свои игры.
Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная деривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточное представление об окружающем мире у больного ребенка.
В Ульяновской области по ведущему ограничению жизнедеятельности человека и по главным нарушениям состояния здоровья 5691 ребенок-инвалид в возрасте от 0 до 17 лет.
По данным мониторинга, проведенного департаментом дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области, в 2009 - 2010 учебном году на территории Ульяновской области в 508 общеобразовательных учреждениях обучалось 2000 детей-инвалидов.
Основными причинами инвалидности детей являются последствия общих заболеваний (26 процентов), а также двигательные (25 процентов), зрительные (9 процентов), слуховые (5,5 процента), языковые и речевые (4,5 процента) нарушения. Эти болезни несомненно оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими, создавая определенные барьеры на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.
В настоящее время в Ульяновской области существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя дошкольные образовательные учреждения комбинированного и компенсирующего видов, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты I - VIII видов.
На территории Ульяновской области функционируют 13 областных государственных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов, в которых обучаются 1676 человек, из которых 861 - дети-инвалиды, 6 областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 384 ребенка, из которых 53 - дети-инвалиды.
Следует отметить, что сама система коррекционного образования функционирует недостаточно эффективно, о чем свидетельствует анализ катамнестических данных на выпускников коррекционных образовательных учреждений: в среднем 57 процентов выпускников продолжают обучение в профессиональных училищах; 21 процент - в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 3 процента - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Кроме того, в последние годы в Ульяновской области развивается процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа в настоящее время обучаются более 1123 детей с ОВЗ.
Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Однако в Ульяновской области остро стоит проблема дискриминации, негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОВЗ.
Детям-инвалидам, обучающимся в образовательных учреждениях общего типа, сложнее, чем их ровесникам, усвоить школьную программу в силу физических ограничений, состояния здоровья, частых перерывов из-за болезни. Многим приходится совмещать учебу с лечением в стационарах и санаториях, часто посещать медицинские учреждения, затрачивать время на проведение необходимых процедур. Такие дети испытывают трудности не только в учебе и общении, но также нуждаются в посторонней помощи и уходе по медицинским показаниям, в то время как образовательные учреждения общего типа не всегда готовы к созданию для них если не специальных, то хотя бы щадящих условий.
Процесс интеграции в Ульяновской области носит хаотичный, нерегламентированный характер, без учета требований к его организации.
В образовательных учреждениях общего типа в настоящее время:
не созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения, и условия организации их пребывания и обучения в этих учреждениях (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее);
не обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения;
не учитывается специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, отсутствует укомплектованность педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ коррекционной педагогики и специальной психологии, технологиями организации реабилитационного процесса для таких детей;
не организована работа с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития.
С целью достижения детьми-инвалидами реального выполнения показателей федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в муниципальном образовании "Город Ульяновск" с 2009 года предоставлена возможность получать образование с применением дистанционных образовательных технологий указанной категории детей.
По данным мониторинга потребности в получении дистанционного образования детьми-инвалидами, проведенного специалистами Министерства образования Ульяновской области, в регионе 504 ребенка-инвалида имеют показания для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.