Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. N 28/263-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБРАЗОВАНИЕ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ
НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 N 145-П
____________________________________________________________________

Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ульяновской области" на 2010 - 2015 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Девяткину Т.В.

Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ





Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 9 августа 2010 г. N 28/263-П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" НА 2010 - 2015 ГОДЫ

Паспорт Программы


Наименование       - областная  целевая  программа  "Образование  лиц  с
Программы            ограниченными возможностями  здоровья,  проживающих
                     на территории Ульяновской области" на 2010  -  2015
                     годы (далее - Программа).

Дата принятия      - 20 мая 2010 года.
решения о
разработке
Программы

Основание для      - поручение   по   Посланию   Президента   Российской
разработки           Федерации  Д.А. Медведева   Федеральному   Собранию
Программы            Российской Федерации от 12 ноября 2009 года;
                     протокол заседания президиума Совета при Президенте
                     Российской Федерации  по  реализации  приоритетных
                     национальных проектов и демографической политике от
                     04.02.2008 N 26
(пункт 5 раздел III).

Государственный    - Министерство образования Ульяновской области.
заказчик
Программы

Разработчик        - Министерство образования Ульяновской области.
Программы

Исполнители        - Министерство   образования   Ульяновской   области;
программных          муниципальные образования Ульяновской  области  (по
мероприятий          соглашениям).

Система            - управление   реализацией   Программы   осуществляет
управления           Министерство  образования  Ульяновской  области   и
Программой           ежеквартально  информирует  Министерство  экономики
                     Ульяновской области.

Цель и задачи      - цель:
Программы            создание  условий   для   получения   качественного
                     образования лицами  с  ограниченными  возможностями
                     здоровья (далее - дети с ОВЗ);
                     задачи:
                     обеспечение доступного образования детям с ОВЗ;
                     предоставление    вариативных    форм     получения
                     образования детям с ОВЗ;
                     создание  безбарьерной  среды   детям   с   ОВЗ   в
                     общеобразовательных учреждениях;
                     подготовка педагогических кадров в  соответствии  с
                     уровнем     и      направленностью      реализуемых
                     образовательных программ.

Показатели и       - увеличение охвата детей с ОВЗ в общеобразовательных
целевые              учреждениях на 55 процентов;
индикаторы           оснащение    оборудованием    и     автотранспортом
                     Ресурсного центра дистанционного образования -  100
                     процентов;
                     увеличение       численности       детей-инвалидов,
                     обучающихся   с    использованием    информационных
                     дистанционных образовательных технологий, из  числа
                     детей-инвалидов,   находящихся   на  индивидуальном
                     обучении на дому, - на 100 процентов;
                     обеспечение   детей-инвалидов,    находящихся    на
                     индивидуальном  обучении   на   дому,   необходимым
                     оборудованием  и  программным  обеспечением  -  100
                     процентов;
                     подключение к сети Интернет рабочих мест для детей-
                     инвалидов,   находящихся   на  дистанционной  форме
                     обучения,     и     педагогических      работников,
                     осуществляющих  дистанционное   образование  детей-
                     инвалидов, - 100 процентов;
                     оборудование образовательных учреждений пандусами -
                     30 процентов;
                     увеличение численности  выпускников,  имеющих  ОВЗ,
                     поступивших в  учреждения  начального,  среднего  и
                     высшего  профессионального  образования,  -  на  70
                     процентов;
                     увеличение  охвата  детей  с  ОВЗ  и  их  родителей
                     психолого-медико-педагогическим сопровождением - на
                     55 процентов.

Характеристика     - Программой предусмотрены мероприятия,  направленные
программных          на получение образовательными  учреждениями  общего
мероприятий          типа    лицензии     на     право     осуществления
                     образовательной      деятельности,      обеспечение
                     лицензионных требований:
                     а)  наличие   нормативно-правовой  базы,  локальных
                     актов;
                     б)         учебно-методическое           оснащение
                     общеобразовательных учреждений;
                     в) программное  и  учебно-методическое  обеспечение
                     образовательной деятельности детей с ОВЗ;
                     г)   обеспечение    надлежащих    медико-социальных
                     условий    пребывания     детей     с     ОВЗ     в
                     общеобразовательных учреждениях;
                     д)  содержание  и  подключение  к   сети   Интернет
                     Ресурсного центра дистанционного образования детей-
                     инвалидов;
                     е)   оснащение   специализированной    компьютерной
                     техникой и программным обеспечением детей-инвалидов
                     и     учителей,    задействованных    в    процессе
                     дистанционного обучения детей-инвалидов;
                     ж) обеспечение  доступа  к  сети  Интернет   детей-
                     инвалидов и учителей,  задействованных  в  процессе
                     дистанционного обучения детей-инвалидов;
                     з) организация системной подготовки, переподготовки
                     и повышения квалификации педагогических работников,
                     участвующих  в  процессе обучения детей-инвалидов с
                     использованием     информационных     дистанционных
                     технологий,     и     родителей    детей-инвалидов,
                     обучающихся    с    использованием   информационных
                     дистанционных технологий;
                     и)   оснащение    общеобразовательных    учреждений
                     пандусами, поручнями;
                     й)  обеспечение  Ресурсного  центра  дистанционного
                     образования детей-инвалидов автотранспортом;
                     к)  организация    деятельности   психолого-медико-
                     педагогических   консилиумов    общеобразовательных
                     учреждений  и  разработка  программ   коррекционно-
                     развивающей  и  психолого-педагогической  работы  с
                     детьми с ОВЗ;
                     л)  организация  курсов  повышения  квалификации  и
                     переподготовки педагогических кадров, работающих  с
                     детьми с ОВЗ.

Сроки и этапы      - 2010 - 2015 годы.
реализации           I этап (начальный) - 2010, 2011 годы;
Программы            II этап (основной) - 2012, 2013 годы;
                     III этап (завершающий) - 2014, 2015 годы.

Объемы и           - общий объем финансирования  Программы  -  178828,04
источники            тыс. рублей, в том числе по годам:
финансирования       2010 год
Программы            средства областного бюджета Ульяновской  области  -
                     2000,0 тыс. рублей;
                     средства   бюджетов    муниципальных    образований
                     Ульяновской области - 1556,36 тыс. рублей;
                     2011 год
                     средства областного бюджета Ульяновской  области  -
                     2000,0 тыс. рублей;
                     средства   бюджетов    муниципальных    образований
                     Ульяновской области - 2875,56 тыс. рублей;
                     средства  федерального  бюджета  -  50513,47   тыс.
                     рублей;
                     2012 год
                     средства областного бюджета Ульяновской  области  -
                     4000,0 тыс. рублей;
                     средства   бюджетов    муниципальных    образований
                     Ульяновской области - 4054,64 тыс. рублей;
                     средства  федерального  бюджета  -  50513,47   тыс.
                     рублей;
                     2013 год
                     средства областного бюджета Ульяновской  области  -
                     8000,0 тыс. рублей;
                     средства   бюджетов    муниципальных    образований
                     Ульяновской области - 4068,4 тыс. рублей;
                     2014 год
                     средства областного бюджета Ульяновской  области  -
                     10000,0 тыс. рублей;
                     средства   бюджетов    муниципальных    образований
                     Ульяновской области - 4626,62 тыс. рублей;
                     2015 год
                     средства областного бюджета Ульяновской  области  -
                     30000,0 тыс. рублей;
                     средства   бюджетов    муниципальных    образований
                     Ульяновской области - 4619,52 тыс. рублей.

Ожидаемые          - в ходе реализации Программы в  Ульяновской  области
конечные             дети  с  ОВЗ  своевременно  получат   коррекционную
результаты           помощь,   смогут   обучаться   в    образовательных
реализации           учреждениях общего типа по месту жительства.
Программы и          Программа  имеет  социальную   направленность,   ее
показатели           социально-экономическим  эффектом  будет   являться
социально-           уровень социальной адаптации детей с  ОВЗ,  который
экономической        изменится с 14 процентов до 55 процентов.
эффективности (в
количественно
измеряемых
показателях)

ВВЕДЕНИЕ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА


Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники избегают общения с ними и включения их в свои игры.

Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная деривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточное представление об окружающем мире у больного ребенка.

В Ульяновской области по ведущему ограничению жизнедеятельности человека и по главным нарушениям состояния здоровья 5691 ребенок-инвалид в возрасте от 0 до 17 лет.

По данным мониторинга, проведенного департаментом дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Ульяновской области, в 2009 - 2010 учебном году на территории Ульяновской области в 508 общеобразовательных учреждениях обучалось 2000 детей-инвалидов.

Основными причинами инвалидности детей являются последствия общих заболеваний (26 процентов), а также двигательные (25 процентов), зрительные (9 процентов), слуховые (5,5 процента), языковые и речевые (4,5 процента) нарушения. Эти болезни несомненно оставляют свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими, создавая определенные барьеры на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

В настоящее время в Ульяновской области существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ОВЗ. Она включает в себя дошкольные образовательные учреждения комбинированного и компенсирующего видов, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и школы-интернаты I - VIII видов.

На территории Ульяновской области функционируют 13 областных государственных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов, в которых обучаются 1676 человек, из которых 861 - дети-инвалиды, 6 областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 384 ребенка, из которых 53 - дети-инвалиды.

Следует отметить, что сама система коррекционного образования функционирует недостаточно эффективно, о чем свидетельствует анализ катамнестических данных на выпускников коррекционных образовательных учреждений: в среднем 57 процентов выпускников продолжают обучение в профессиональных училищах; 21 процент - в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 3 процента - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Кроме того, в последние годы в Ульяновской области развивается процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа в настоящее время обучаются более 1123 детей с ОВЗ.

Организация обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Однако в Ульяновской области остро стоит проблема дискриминации, негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОВЗ.

Детям-инвалидам, обучающимся в образовательных учреждениях общего типа, сложнее, чем их ровесникам, усвоить школьную программу в силу физических ограничений, состояния здоровья, частых перерывов из-за болезни. Многим приходится совмещать учебу с лечением в стационарах и санаториях, часто посещать медицинские учреждения, затрачивать время на проведение необходимых процедур. Такие дети испытывают трудности не только в учебе и общении, но также нуждаются в посторонней помощи и уходе по медицинским показаниям, в то время как образовательные учреждения общего типа не всегда готовы к созданию для них если не специальных, то хотя бы щадящих условий.

Процесс интеграции в Ульяновской области носит хаотичный, нерегламентированный характер, без учета требований к его организации.

В образовательных учреждениях общего типа в настоящее время:

не созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения образовательного учреждения, и условия организации их пребывания и обучения в этих учреждениях (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее);

не обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения;

не учитывается специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ, отсутствует укомплектованность педагогическими кадрами, владеющими знаниями основ коррекционной педагогики и специальной психологии, технологиями организации реабилитационного процесса для таких детей;

не организована работа с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития.

С целью достижения детьми-инвалидами реального выполнения показателей федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в муниципальном образовании "Город Ульяновск" с 2009 года предоставлена возможность получать образование с применением дистанционных образовательных технологий указанной категории детей.

По данным мониторинга потребности в получении дистанционного образования детьми-инвалидами, проведенного специалистами Министерства образования Ульяновской области, в регионе 504 ребенка-инвалида имеют показания для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»