Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленный на создание АТЛА:
4.1. Разработка нормативной документации.
На данном этапе предполагается изучение и проведение анализа действующих нормативных правовых актов по организации воздушного движения в Российской Федерации на предмет их применимости к АТЛА как участникам воздушного движения.
По итогам рассмотрения федерального законодательства, затрагивающего авиационную отрасль, планируется при необходимости подготовка ряда законодательных инициатив для внесения их в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Одной из необходимых задач является разработка и утверждение сертификационного базиса АТЛА, который представляет собой полный перечень требований к летной годности, обеспечение соответствия которым является необходимым и достаточным условием получения сертификата типа АТЛА. Сертификационный базис разрабатывается в самом начале проектирования и утверждается Авиарегистром межгосударственного авиационного комитета (далее - Авиарегистр МАК).
Основанием для выдачи сертификата типа АТЛА является доказательная документация, содержащая результаты проверок, испытаний и оценок летной годности (сертификационных работ) и выводы о соответствии воздушного судна и его компонентов требованиям сертификационного базиса. Сертификат типа АТЛА выдается Авиарегистром МАК разработчику воздушного судна.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации определяются Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными правилами по использованию воздушного пространства, федеральными авиационными правилами и другими нормативными правовыми документами. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. При создании нового типа летательного аппарата целесообразно проведение анализа основных правовых актов с целью внесения в них при необходимости соответствующих изменений и дополнений, обеспечивающих правомочность использования АТЛА.
К недостаткам действующей нормативной базы применительно к аэростатическим летательным аппаратам, в частности, можно отнести следующее:
применение терминов и определений, приводящих к неоднозначной трактовке правил;
отсутствие учета особенностей воздухоплавательных летательных аппаратов при разработке и применении правил;
отсутствие установленного порядка допуска к эксплуатации воздушных судов.
На данном этапе также планируется проведение работы в отраслевых министерствах и ведомствах Российской Федерации по вопросу финансирования мероприятий по созданию АТЛА из федерального бюджета.
4.2. Разработка конструкторско-технологической документации на прототип АТЛА.
Данный этап работ предусматривает разработку рабочего проекта прототипа АТЛА на основе новых версий пакета программ для 3D-проектирования, теоретических расчетов аэродинамики, прочности конструкций. Современные методы проектирования летательных аппаратов предполагают широкое использование математических методов расчета практически всех основных параметров летательных аппаратов (аэродинамику, их устойчивость и управляемость, определение действующих на аппарат нагрузок, расчет напряженно-деформированного состояния несущих частей аппарата и т.д.), что значительно уменьшает степень технического риска при проектировании.
Подготовка производства предусматривает разработку технологической документации для изготовления и сборки прототипа АТЛА, которая определяет комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление (обслуживание, ремонт) изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, проектирование и изготовление приспособлений для оснащения производства.
После проведения наземных и летных испытаний прототипа АТЛА осуществляется корректировка конструкторской и технологической документации, что позволяет сформировать пакет документации, обеспечивающей дальнейшее изготовление аппаратов, исключив все замечания, выявленные в процессе испытаний. Завершение данного этапа работ создает базу для перехода к проектированию коммерческого аппарата грузоподъемностью 60 тонн (АТЛА-60) и после разработки рабочего проекта позволяет приступить к подготовке технологической документации на его изготовление и сборку, проектирование приспособлений для оснащения производства.
4.3. Строительство и оснащение производственного комплекса по изготовлению АТЛА.
Данный этап работ предусматривает строительство первой очереди производственного комплекса, включающего в себя основной сборочный корпус, вспомогательные помещения, испытательные лаборатории.
Создание производственного комплекса предусматривает выполнение работ по предпроектному обследованию территории, выделенной под строительство, разработку и утверждение проектной документации, строительство основного сборочного корпуса, вспомогательных помещений, испытательных лабораторий и технологическое оснащение производства. Данный комплекс позволит обеспечить возможность выпуска аппаратов малой грузоподъемности и вести агрегатную сборку аппаратов всей линейки грузоподъемности. Окончательная сборка АТЛА грузоподъемностью от 60 тонн и выше производится на отдельных оборудованных площадках.
4.4. Изготовление и проведение комплексных испытаний прототипа АТЛА.
Данные мероприятия предусматривают проведение работ по подготовке производства прототипа АТЛА, в том числе изготовление оснастки, согласование ведомостей комплектующих, изготовление стендов для отработки систем и испытания отдельных узлов и агрегатов, изготовление и поставку систем, комплектующих, деталей, отработку и испытание систем и агрегатов, выполнение окончательной сборки прототипа АТЛА.
Наземная отработка и летные испытания прототипа АТЛА проводятся с целью подтверждения тактико-технических и летных характеристик аппарата, зафиксированных в сертификационном базисе. В частности, оцениваются максимальные скорости и скороподъемность АТЛА, устойчивость, управляемость и маневренность, определяются взлетно-посадочные свойства, определяются температурные характеристики работы винтомоторной группы на различных режимах, оцениваются эксплуатационные качества аппарата.
С учетом полученного опыта изготовления прототипа АТЛА, результатов его испытания и корректировки конструкторской документации будет проведена работа по подготовке производства АТЛА-60, в том числе проектирование и изготовление оснастки, согласование ведомостей комплектующих, изготовление стендов для отработки систем и испытания отдельных узлов и агрегатов.
4.5. Подготовка кадров авиационного состава.
Подготовка кадров летного состава и специалистов наземного обслуживания АТЛА включает в себя проработку вопроса в Министерстве образования и науки Российской Федерации по введению федерального государственного образовательного стандарта для подготовки специалистов по специальности летной эксплуатации и наземного обслуживания АТЛА, внесение их в установленном законодательством порядке в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган и внедрение в учебный процесс соответствующих учебных и методических программ.
Важным условием эффективной подготовки летного состава является оснащение учебного процесса необходимыми стендами и тренажерами, для чего должна быть проведена работа по их проектированию, разработке технологической документации, их изготовлению и внедрению в образовательный процесс.
4.6. Информационная поддержка проекта.
Информационная поддержка проекта включает в себя периодическую (ежеквартальную) публикацию научно-популярного журнала "Вестник воздухоплавания", издание которого возобновилось в 2009 году, спустя сто лет после выхода первого номера журнала в 1909 году. Учредителями являются открытое акционерное общество "Локомоскай" и Правительство Ульяновской области.