Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов" на 2010 - 2014 годы (с изменениями на 21 марта 2012 года)

2. Введение. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа


Транспортная система являлась и будет являться важнейшей базовой отраслью экономики, обеспечивающей стабильное социально-экономическое развитие не только регионов, но и страны в целом. Транспорт призван существенно влиять на экономический рост, повышая производительность труда и сокращая время доставки грузов.

Транспортировка тяжелых, а также крупногабаритных грузов нестандартных размеров на большие расстояния всегда была проблемой, но особенно обострилась в последние десятилетия в связи с разработкой и освоением новых сырьевых месторождений в отдаленных труднодоступных районах страны.

Задачи перевозки таких грузов решаются обычно с помощью наземного, водного или воздушного транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои ограничения по применению:

водный транспорт ограничен наличием водных путей и портов погрузки-разгрузки; из портов до места назначения грузы транспортируются другим видом транспорта;

наземный транспорт ограничен наличием автомобильных дорог, связывающих место погрузки с местом назначения;

воздушный транспорт связан с наличием оборудованных аэродромов или подходящих искусственных или естественных посадочных площадок.

Возникает естественная проблема в необходимости создания такого вида транспорта, который не зависел бы от вышеперечисленных ограничений и позволял бы доставлять грузы в любую точку Земли без смены вида транспорта, промежуточных стоянок и без перегрузки грузов.

Из-за постоянной потребности в транспортировке тяжелых и крупногабаритных грузов (а также и пассажиров), в организации связи, мониторинга, геологоразведки, проведения спасательных работ, в выполнении монтажных работ рассматриваются возможности использования для этих целей воздухоплавательных технологий. Эти технологии основаны на применении в качестве транспортных средств различных летательных аппаратов, использующих аэростатическую подъемную силу, таких, как аэростаты, дирижабли и их различные комбинации и варианты.

Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов ориентировано на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в сфере применения транспортных средств, использующих нетрадиционные способы создания подъемной силы.

АТЛА призваны и могут успешно обеспечить перевозку продукции созданных и вновь создаваемых предприятий горнодобывающей, лесной, газо-химической и нефтяной промышленности в районах, не имеющих развитой транспортной инфраструктуры, решать задачи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вес подлежащих перевозке грузов с использованием современных воздухоплавательных технологий и материалов, из которых создают такие аппараты, может достигать от 600 до 1500 тонн с обеспечением возможности их транспортировки на расстояние 5000 км и более.

Основными преимуществами АТЛА являются:

возможность доставлять груз в неразобранном виде (например, буровую вышку или насосную станцию) от пункта погрузки до конечного пункта назначения без промежуточных перегрузок;

практически неограниченная дальность для достижения любой точки земного шара без маршрутных ограничений (без наличия дорог, водных путей, аэродромов);

максимально возможная скорость доставки грузов от изготовителя до потребителя и способность к зависанию над заданной точкой земной поверхности на длительное время (для мониторинга, погрузки и разгрузки, монтажа и т.д.);

отсутствие ограничений по величине и габаритам грузов;

возможность вести монтажные работы с блочно-модульными конструкциями;

возможность осуществления погрузочно-разгрузочных работ на неподготовленной площадке или при ее полном отсутствии (лес, горы и т.д.);

возможность работы в любом географическом районе Земли, в любое время года, в любое время суток;

минимальная стоимость эксплуатации;

максимальная безопасность эксплуатации;

возможность хранения АТЛА без эллинга.

При этом стоимость транспортной операции для АТЛА существенно ниже чем для вертолетов, выполняющих те же функции, не говоря уже о самолетах, для которых необходимы дорогостоящие взлетно-посадочные полосы и сложная аэродромная инфраструктура.

Безопасность этих аппаратов существенно выше безопасности прочих летательных аппаратов (они просто не падают даже при нарушении герметичности оболочки), а потенциальная грузоподъемность вообще беспрецедентна. Аппараты снабжены дополнительными специальными средствами безопасности на случай аварийной посадки.

19 августа 2009 года в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2009" между Правительством Ульяновской области и открытым акционерным обществом "Локомоскай" заключено Соглашение о намерениях по созданию в г. Ульяновске производства АТЛА. В рамках данного Соглашения планируется изготовить экспериментальный образец аппарата на имеющейся в Ульяновске промышленной базе.

Вместе с тем на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по инновационному развитию транспортного комплекса Президент высказался о необходимости развития новых технологий, предполагающих внедрение инновационных продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры, а также в производстве современных транспортных средств.

Мероприятия по созданию АТЛА являются весьма капиталоемкими и требуют длительных сроков разработки и внедрения новых нормативных актов, технологий и технических средств, подготовки кадров, поэтому разработанная Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии инновационного развития транспортного комплекса Российской Федерации.