ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ
АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ТЕРМОБАЛЛАСТИРУЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ
(с изменениями на 21 марта 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 04.07.2012 N 26/320-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 21.03.2012 N 13/127-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов" на 2010 - 2014 годы (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Якунина А.И.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ТЕРМОБАЛЛАСТИРУЕМЫХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ
Наименование - областная целевая программа "Создание
Программы аэростатических термобалластируемых летательных
аппаратов" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа).
Основания - поручения Президента Российской Федерации по итогам
для разработки заседания президиума Государственного совета
Программы Российской Федерации по вопросу об инновационном
развитии транспортного комплекса Российской
Федерации от 24 ноября 2009 года;
распоряжение Правительства Ульяновской области от
26.02.2010 N 7/108-пр "Об утверждении Концепции
областной целевой программы "Создание
аэростатических термобалластируемых летательных
аппаратов на 2010 - 2014 годы";
Соглашение о намерениях по созданию в г. Ульяновске
производства термобалластируемых летательных
аппаратов типа "локомоскайнер" от 19.08.2009 N 176-
ДП.
Государственный - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
заказчик области.
Программы
Разработчик - Министерство экономики Ульяновской области.
Программы
Цель и задачи - цель Программы:
Программы создание научно-технической, нормативно-правовой,
учебной базы, обеспечивающей возможность начала
производства коммерческой серии аэростатических
термобалластируемых летательных аппаратов (далее -
АТЛА) и их эффективной эксплуатации для решения
широкого круга задач экономики Российской Федерации;
задачи Программы:
проведение комплекса научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
разработка директивных и рабочих технологических
процессов изготовления АТЛА;
осуществление строительства производственного
комплекса по сборке АТЛА;
изготовление и проведение комплексных испытаний
прототипа АТЛА;
разработка нормативной документации по эксплуатации
АТЛА;
разработка предложений по введению нового
федерального государственного образовательного
стандарта по специальности летной эксплуатации и
наземного обслуживания АТЛА, внесение их в
установленном законодательством порядке в
уполномоченный Правительством Российской Федерации
федеральный орган исполнительной власти;
осуществление подготовки в установленном
законодательством порядке авиационного состава для
эксплуатации АТЛА.
Важнейшие - сертификационный базис и сертификат типа АТЛА;
целевые технологическая документация на изготовление и
индикаторы и сборку прототипа АТЛА;
показатели построенный прототип АТЛА, его наземные и летные
Программы испытания;
строительство и оснащение производственного
комплекса АТЛА;
рабочий проект АТЛА грузоподъемностью 60 тонн;
количество изданных журналов "Вестник
воздухоплавания".
Сроки и этапы - 2010 - 2014 годы.
реализации Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
Программы
Перечень - не предусмотрены.
подпрограмм
Программы
Объемы и - предполагаемый объем финансирования Программы
источники 2886,0 млн. рублей, в том числе:
финансирования 2010 год
Программы иные источники - 8,5 млн. рублей;
2011 год
областной бюджет Ульяновской области (далее -
областной бюджет) - 75,8 млн. рублей;
иные источники - 205,5 млн. рублей;
2012 год
областной бюджет - 130,6 млн. рублей;
иные источники - 522,0 млн. рублей;
2013 год
областной бюджет - 93,6 млн. рублей;
иные источники - 742,5 млн. рублей;
2014 год
иные источники - 1107,5 млн. рублей.
Основные - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
исполнители области;
мероприятий Министерство образования Ульяновской области;
Программы Департамент массовых коммуникаций Ульяновской
области;
организации авиапромышленного комплекса (по
согласованию);
образовательные учреждения профессионального
образования (по согласованию).
Система - Министерство промышленности и транспорта Ульяновской
управления области осуществляет контроль выполнения Программы и
Программой отчитывается о ходе ее реализации перед
Правительством Ульяновской области.
Ожидаемые - создание принципиально нового аэростатического
конечные транспортного средства для решения широкого круга
результаты задач по доставке крупнотоннажных и негабаритных
реализации грузов в отдаленные и труднодоступные районы,
Программы обеспечивающего конкурентоспособность отечественной
гражданской авиационной техники на внутреннем и
внешнем рынках;
оснащение российских авиакомпаний высокоэффективной
авиационной техникой, произведенной российскими
предприятиями.
В Программе используются следующие понятия:
аэростатический летательный аппарат - управляемый летательный аппарат легче воздуха, поддерживаемый в атмосферном полете архимедовой силой за счет баллона, наполненного газом (в том числе нагретым воздухом), плотность которого ниже плотности атмосферного воздуха (аэростаты, не имеющие средств целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости и перемещающиеся в ней по ветру, и дирижабли, имеющие двигатель (двигатели) и средства управления для целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости);
аэростатический термобалластируемый летательный аппарат - летательный аппарат легче воздуха. В отличие от традиционных дирижаблей подъемная сила в АТЛА обеспечивается совместным использованием гелия и горячего воздуха, расположенных в различных отсеках газонаполняемой части аппарата.
"Нулевая" плавучесть аппарата обеспечивается гелием, а регулирование подъемной силы, компенсирующей коммерческую нагрузку (термобалластирование), осуществляется изменением температуры и объема горячего воздуха.
Транспортная система являлась и будет являться важнейшей базовой отраслью экономики, обеспечивающей стабильное социально-экономическое развитие не только регионов, но и страны в целом. Транспорт призван существенно влиять на экономический рост, повышая производительность труда и сокращая время доставки грузов.
Транспортировка тяжелых, а также крупногабаритных грузов нестандартных размеров на большие расстояния всегда была проблемой, но особенно обострилась в последние десятилетия в связи с разработкой и освоением новых сырьевых месторождений в отдаленных труднодоступных районах страны.
Задачи перевозки таких грузов решаются обычно с помощью наземного, водного или воздушного транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои ограничения по применению:
водный транспорт ограничен наличием водных путей и портов погрузки-разгрузки; из портов до места назначения грузы транспортируются другим видом транспорта;
наземный транспорт ограничен наличием автомобильных дорог, связывающих место погрузки с местом назначения;
воздушный транспорт связан с наличием оборудованных аэродромов или подходящих искусственных или естественных посадочных площадок.
Возникает естественная проблема в необходимости создания такого вида транспорта, который не зависел бы от вышеперечисленных ограничений и позволял бы доставлять грузы в любую точку Земли без смены вида транспорта, промежуточных стоянок и без перегрузки грузов.
Из-за постоянной потребности в транспортировке тяжелых и крупногабаритных грузов (а также и пассажиров), в организации связи, мониторинга, геологоразведки, проведения спасательных работ, в выполнении монтажных работ рассматриваются возможности использования для этих целей воздухоплавательных технологий. Эти технологии основаны на применении в качестве транспортных средств различных летательных аппаратов, использующих аэростатическую подъемную силу, таких, как аэростаты, дирижабли и их различные комбинации и варианты.
Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов ориентировано на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в сфере применения транспортных средств, использующих нетрадиционные способы создания подъемной силы.
АТЛА призваны и могут успешно обеспечить перевозку продукции созданных и вновь создаваемых предприятий горнодобывающей, лесной, газо-химической и нефтяной промышленности в районах, не имеющих развитой транспортной инфраструктуры, решать задачи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вес подлежащих перевозке грузов с использованием современных воздухоплавательных технологий и материалов, из которых создают такие аппараты, может достигать от 600 до 1500 тонн с обеспечением возможности их транспортировки на расстояние 5000 км и более.
Основными преимуществами АТЛА являются:
возможность доставлять груз в неразобранном виде (например, буровую вышку или насосную станцию) от пункта погрузки до конечного пункта назначения без промежуточных перегрузок;
практически неограниченная дальность для достижения любой точки земного шара без маршрутных ограничений (без наличия дорог, водных путей, аэродромов);
максимально возможная скорость доставки грузов от изготовителя до потребителя и способность к зависанию над заданной точкой земной поверхности на длительное время (для мониторинга, погрузки и разгрузки, монтажа и т.д.);
отсутствие ограничений по величине и габаритам грузов;
возможность вести монтажные работы с блочно-модульными конструкциями;
возможность осуществления погрузочно-разгрузочных работ на неподготовленной площадке или при ее полном отсутствии (лес, горы и т.д.);
возможность работы в любом географическом районе Земли, в любое время года, в любое время суток;
минимальная стоимость эксплуатации;
максимальная безопасность эксплуатации;
возможность хранения АТЛА без эллинга.
При этом стоимость транспортной операции для АТЛА существенно ниже чем для вертолетов, выполняющих те же функции, не говоря уже о самолетах, для которых необходимы дорогостоящие взлетно-посадочные полосы и сложная аэродромная инфраструктура.
Безопасность этих аппаратов существенно выше безопасности прочих летательных аппаратов (они просто не падают даже при нарушении герметичности оболочки), а потенциальная грузоподъемность вообще беспрецедентна. Аппараты снабжены дополнительными специальными средствами безопасности на случай аварийной посадки.
19 августа 2009 года в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2009" между Правительством Ульяновской области и открытым акционерным обществом "Локомоскай" заключено Соглашение о намерениях по созданию в г. Ульяновске производства АТЛА. В рамках данного Соглашения планируется изготовить экспериментальный образец аппарата на имеющейся в Ульяновске промышленной базе.
Вместе с тем на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по инновационному развитию транспортного комплекса Президент высказался о необходимости развития новых технологий, предполагающих внедрение инновационных продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры, а также в производстве современных транспортных средств.
Мероприятия по созданию АТЛА являются весьма капиталоемкими и требуют длительных сроков разработки и внедрения новых нормативных актов, технологий и технических средств, подготовки кадров, поэтому разработанная Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии инновационного развития транспортного комплекса Российской Федерации.
Основной целью Программы является создание научно-технической, нормативно-правовой, учебной базы, обеспечивающей возможность приступить к производству коммерческой серии АТЛА и начать их эффективную эксплуатацию для решения широкого круга задач экономики Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
разработка директивных и рабочих технологических процессов изготовления АТЛА;
осуществление строительства производственного комплекса по сборке АТЛА;
изготовление и проведение комплексных испытаний прототипа АТЛА;
разработка нормативной документации по эксплуатации АТЛА;
разработка предложений по введению нового федерального государственного образовательного стандарта по специальности летной эксплуатации и наземного обслуживания АТЛА и внесение их в установленном законодательством порядке в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
осуществление подготовки в установленном законодательством порядке авиационного состава для эксплуатации АТЛА.
Реализация поставленных задач позволит приступить к коммерческой эксплуатации АТЛА.