Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2010 г. N 22/210-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ
АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ТЕРМОБАЛЛАСТИРУЕМЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ

(с изменениями на 21 марта 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 04.07.2012 N 26/320-П
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Постановления Правительства Ульяновской области от 21.03.2012 N 13/127-П
____________________________________________________________________

Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов" на 2010 - 2014 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Якунина А.И.

Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ




Утверждена
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 1 июля 2010 г. N 22/210-П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ АЭРОСТАТИЧЕСКИХ ТЕРМОБАЛЛАСТИРУЕМЫХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ

Паспорт Программы


Наименование      -  областная      целевая      программа       "Создание
Программы            аэростатических    термобалластируемых    летательных
                     аппаратов" на 2010 - 2014 годы (далее - Программа).

Основания         -  поручения Президента Российской Федерации  по  итогам
для разработки       заседания    президиума    Государственного    совета
Программы            Российской  Федерации  по  вопросу  об  инновационном
                     развитии    транспортного    комплекса     Российской
                     Федерации от 24 ноября 2009 года;
                     распоряжение  Правительства  Ульяновской  области  от
                     26.02.2010  N  7/108-пр  "Об  утверждении   Концепции
                     областной      целевой      программы       "Создание
                     аэростатических    термобалластируемых    летательных
                     аппаратов на 2010 - 2014 годы";
                     Соглашение о намерениях по созданию в  г.  Ульяновске
                     производства     термобалластируемых      летательных
                     аппаратов типа "локомоскайнер" от 19.08.2009  N  176-
                     ДП.

Государственный   -  Министерство промышленности и транспорта  Ульяновской
заказчик             области.
Программы

Разработчик       -  Министерство экономики Ульяновской области.
Программы

Цель   и   задачи -  цель Программы:
Программы            создание   научно-технической,   нормативно-правовой,
                     учебной  базы,  обеспечивающей   возможность   начала
                     производства   коммерческой   серии   аэростатических
                     термобалластируемых летательных  аппаратов  (далее  -
                     АТЛА)  и  их  эффективной  эксплуатации  для  решения
                     широкого круга задач экономики Российской Федерации;
                     задачи Программы:
                     проведение   комплекса   научно-исследовательских   и
                     опытно-конструкторских работ;
                     разработка  директивных  и  рабочих   технологических
                     процессов изготовления АТЛА;
                     осуществление     строительства     производственного
                     комплекса по сборке АТЛА;
                     изготовление  и  проведение   комплексных   испытаний
                     прототипа АТЛА;
                     разработка нормативной документации  по  эксплуатации
                     АТЛА;
                     разработка    предложений    по    введению    нового
                     федерального    государственного     образовательного
                     стандарта  по  специальности  летной  эксплуатации  и
                     наземного   обслуживания   АТЛА,   внесение   их    в
                     установленном     законодательством     порядке     в
                     уполномоченный  Правительством  Российской  Федерации
                     федеральный орган исполнительной власти;
                     осуществление     подготовки     в      установленном
                     законодательством порядке  авиационного  состава  для
                     эксплуатации АТЛА.

Важнейшие         -  сертификационный базис и сертификат типа АТЛА;
целевые              технологическая  документация   на   изготовление   и
индикаторы и         сборку прототипа АТЛА;
показатели           построенный прототип  АТЛА,  его  наземные  и  летные
Программы            испытания;
                     строительство    и    оснащение     производственного
                     комплекса АТЛА;
                     рабочий проект АТЛА грузоподъемностью 60 тонн;
                     количество      изданных      журналов       "Вестник
                     воздухоплавания".

Сроки   и   этапы -  2010 - 2014 годы.
реализации           Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
Программы

Перечень          -  не предусмотрены.
подпрограмм
Программы

Объемы и          -  предполагаемый объем финансирования Программы
источники            2886,0 млн. рублей, в том числе:
финансирования       2010 год
Программы            иные источники - 8,5 млн. рублей;
                     2011 год
                     областной  бюджет  Ульяновской   области   (далее   -
                     областной бюджет) - 75,8 млн. рублей;
                     иные источники - 205,5 млн. рублей;
                     2012 год
                     областной бюджет - 130,6 млн. рублей;
                     иные источники - 522,0 млн. рублей;
                     2013 год
                     областной бюджет - 93,6 млн. рублей;
                     иные источники - 742,5 млн. рублей;
                     2014 год
                     иные источники - 1107,5 млн. рублей.

Основные          -  Министерство промышленности и транспорта  Ульяновской
исполнители          области;
мероприятий          Министерство образования Ульяновской области;
Программы            Департамент   массовых    коммуникаций    Ульяновской
                     области;
                     организации    авиапромышленного    комплекса     (по
                     согласованию);
                     образовательные     учреждения      профессионального
                     образования (по согласованию).

Система           -  Министерство промышленности и транспорта  Ульяновской
управления           области осуществляет контроль выполнения Программы  и
Программой           отчитывается   о    ходе    ее    реализации    перед
                     Правительством Ульяновской области.

Ожидаемые         -  создание   принципиально   нового    аэростатического
конечные             транспортного средства  для  решения  широкого  круга
результаты           задач  по  доставке  крупнотоннажных  и  негабаритных
реализации           грузов  в  отдаленные   и   труднодоступные   районы,
Программы            обеспечивающего  конкурентоспособность  отечественной
                     гражданской  авиационной  техники  на  внутреннем   и
                     внешнем рынках;
                     оснащение российских  авиакомпаний  высокоэффективной
                     авиационной   техникой,   произведенной   российскими
                     предприятиями.

     

1. Основные понятия, используемые в Программе


В Программе используются следующие понятия:

аэростатический летательный аппарат - управляемый летательный аппарат легче воздуха, поддерживаемый в атмосферном полете архимедовой силой за счет баллона, наполненного газом (в том числе нагретым воздухом), плотность которого ниже плотности атмосферного воздуха (аэростаты, не имеющие средств целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости и перемещающиеся в ней по ветру, и дирижабли, имеющие двигатель (двигатели) и средства управления для целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости);

аэростатический термобалластируемый летательный аппарат - летательный аппарат легче воздуха. В отличие от традиционных дирижаблей подъемная сила в АТЛА обеспечивается совместным использованием гелия и горячего воздуха, расположенных в различных отсеках газонаполняемой части аппарата.

"Нулевая" плавучесть аппарата обеспечивается гелием, а регулирование подъемной силы, компенсирующей коммерческую нагрузку (термобалластирование), осуществляется изменением температуры и объема горячего воздуха.

2. Введение. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа


Транспортная система являлась и будет являться важнейшей базовой отраслью экономики, обеспечивающей стабильное социально-экономическое развитие не только регионов, но и страны в целом. Транспорт призван существенно влиять на экономический рост, повышая производительность труда и сокращая время доставки грузов.

Транспортировка тяжелых, а также крупногабаритных грузов нестандартных размеров на большие расстояния всегда была проблемой, но особенно обострилась в последние десятилетия в связи с разработкой и освоением новых сырьевых месторождений в отдаленных труднодоступных районах страны.

Задачи перевозки таких грузов решаются обычно с помощью наземного, водного или воздушного транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои ограничения по применению:

водный транспорт ограничен наличием водных путей и портов погрузки-разгрузки; из портов до места назначения грузы транспортируются другим видом транспорта;

наземный транспорт ограничен наличием автомобильных дорог, связывающих место погрузки с местом назначения;

воздушный транспорт связан с наличием оборудованных аэродромов или подходящих искусственных или естественных посадочных площадок.

Возникает естественная проблема в необходимости создания такого вида транспорта, который не зависел бы от вышеперечисленных ограничений и позволял бы доставлять грузы в любую точку Земли без смены вида транспорта, промежуточных стоянок и без перегрузки грузов.

Из-за постоянной потребности в транспортировке тяжелых и крупногабаритных грузов (а также и пассажиров), в организации связи, мониторинга, геологоразведки, проведения спасательных работ, в выполнении монтажных работ рассматриваются возможности использования для этих целей воздухоплавательных технологий. Эти технологии основаны на применении в качестве транспортных средств различных летательных аппаратов, использующих аэростатическую подъемную силу, таких, как аэростаты, дирижабли и их различные комбинации и варианты.

Создание аэростатических термобалластируемых летательных аппаратов ориентировано на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в сфере применения транспортных средств, использующих нетрадиционные способы создания подъемной силы.

АТЛА призваны и могут успешно обеспечить перевозку продукции созданных и вновь создаваемых предприятий горнодобывающей, лесной, газо-химической и нефтяной промышленности в районах, не имеющих развитой транспортной инфраструктуры, решать задачи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Вес подлежащих перевозке грузов с использованием современных воздухоплавательных технологий и материалов, из которых создают такие аппараты, может достигать от 600 до 1500 тонн с обеспечением возможности их транспортировки на расстояние 5000 км и более.

Основными преимуществами АТЛА являются:

возможность доставлять груз в неразобранном виде (например, буровую вышку или насосную станцию) от пункта погрузки до конечного пункта назначения без промежуточных перегрузок;

практически неограниченная дальность для достижения любой точки земного шара без маршрутных ограничений (без наличия дорог, водных путей, аэродромов);

максимально возможная скорость доставки грузов от изготовителя до потребителя и способность к зависанию над заданной точкой земной поверхности на длительное время (для мониторинга, погрузки и разгрузки, монтажа и т.д.);

отсутствие ограничений по величине и габаритам грузов;

возможность вести монтажные работы с блочно-модульными конструкциями;

возможность осуществления погрузочно-разгрузочных работ на неподготовленной площадке или при ее полном отсутствии (лес, горы и т.д.);

возможность работы в любом географическом районе Земли, в любое время года, в любое время суток;

минимальная стоимость эксплуатации;

максимальная безопасность эксплуатации;

возможность хранения АТЛА без эллинга.

При этом стоимость транспортной операции для АТЛА существенно ниже чем для вертолетов, выполняющих те же функции, не говоря уже о самолетах, для которых необходимы дорогостоящие взлетно-посадочные полосы и сложная аэродромная инфраструктура.

Безопасность этих аппаратов существенно выше безопасности прочих летательных аппаратов (они просто не падают даже при нарушении герметичности оболочки), а потенциальная грузоподъемность вообще беспрецедентна. Аппараты снабжены дополнительными специальными средствами безопасности на случай аварийной посадки.

19 августа 2009 года в рамках Международного авиационно-космического салона "МАКС-2009" между Правительством Ульяновской области и открытым акционерным обществом "Локомоскай" заключено Соглашение о намерениях по созданию в г. Ульяновске производства АТЛА. В рамках данного Соглашения планируется изготовить экспериментальный образец аппарата на имеющейся в Ульяновске промышленной базе.

Вместе с тем на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по инновационному развитию транспортного комплекса Президент высказался о необходимости развития новых технологий, предполагающих внедрение инновационных продукции, услуг и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры, а также в производстве современных транспортных средств.

Мероприятия по созданию АТЛА являются весьма капиталоемкими и требуют длительных сроков разработки и внедрения новых нормативных актов, технологий и технических средств, подготовки кадров, поэтому разработанная Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии инновационного развития транспортного комплекса Российской Федерации.

3. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели Программы


Основной целью Программы является создание научно-технической, нормативно-правовой, учебной базы, обеспечивающей возможность приступить к производству коммерческой серии АТЛА и начать их эффективную эксплуатацию для решения широкого круга задач экономики Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

проведение комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

разработка директивных и рабочих технологических процессов изготовления АТЛА;

осуществление строительства производственного комплекса по сборке АТЛА;

изготовление и проведение комплексных испытаний прототипа АТЛА;

разработка нормативной документации по эксплуатации АТЛА;

разработка предложений по введению нового федерального государственного образовательного стандарта по специальности летной эксплуатации и наземного обслуживания АТЛА и внесение их в установленном законодательством порядке в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

осуществление подготовки в установленном законодательством порядке авиационного состава для эксплуатации АТЛА.

Реализация поставленных задач позволит приступить к коммерческой эксплуатации АТЛА.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»