Одно из основных направлений реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" - развитие современной школьной инфраструктуры. Президент Российской Федерации Медведев Д.А. отметил, что российская школа не должна быть "ветхой" ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова. Учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Одним из индикативных показателей реализации инициативы Президента Российской Федерации является увеличение доли учащихся основных и средних школ, обучающихся в современных условиях. В Ульяновской области лишь 9 общеобразовательных учреждений построены не более десяти лет тому назад, 122 общеобразовательных учреждения (22 процента) эксплуатируются до 20 лет. Доля новых общеобразовательных учреждений составляет около 24 процентов. 123 общеобразовательных учреждения (22,2 процента) эксплуатируются от 21 года до 30 лет. Чуть более 45 процентов общеобразовательных учреждений эксплуатируются от 31 года до 50 лет. 55 общеобразовательных учреждения эксплуатируются от 51 года до 199 лет. В рамках подготовки общеобразовательных учреждений к 2008/09 учебному году проведено обследование школ на наличие аварийных ситуаций. По итогам обследования 4 общеобразовательных учреждения признаны аварийными, 21 - частично аварийным.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 622 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений" Ульяновской области в 2009 году было выделено 113,794 тыс. рублей. Размер софинансирования из областного бюджета Ульяновской области составил 500 тыс. рублей. На выделенную сумму произведен ремонт в 12 общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
Тем не менее вопрос аварийной ситуации в общеобразовательных учреждениях остается актуальным. В 2010 году в Министерство образования поданы заявки 20 общеобразовательных учреждений на проведение капитального ремонта и ликвидацию аварийных ситуаций. С целью решения данной проблемы в Ульяновскую область в 2010 - 2011 годах ожидается поступление федеральных субсидий на проведение противоаварийных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Общая потребность финансирования в виде субсидий из федерального бюджета на 2010 - 2011 годы составляет 356429,6 тыс. рублей. Необходимый размер софинансирования из областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области должен составить 17,1 процента (73188,8 тыс. рублей).
Формирование высококвалифицированного, конкурентоспособного кадрового потенциала для нужд растущей экономики Ульяновской области будет невозможно без развития современной и комфортной сети общеобразовательных учреждений, так называемой "новой школы", которая обеспечит достижение равной доступности всех жителей к услугам качественного образования. Первым шагом в формировании такой школы станет приведение ее в соответствие нормам безопасности, обеспечение необходимого комфорта обучающимся и педагогам.
Преодоление аварийной ситуации ветхих общеобразовательных учреждений из-за большой стоимости мероприятий не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Характер проблемы требует концентрации организационно-методических, материально-технических, кадровых и финансовых механизмов ресурсного обеспечения субъектов экономики и институтов общества.
Основными принципами реализации Программы являются:
привлечение федеральных субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 622 "О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений";
создание опорных школ.