Программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Ульяновской области от 14.04.2009 N 7/201-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009 - 2011 годах".
В ходе разработки Программы использованы основные результаты реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 (далее - Федеральная целевая программа), опыт реализации совместных проектов, выполняемых в соответствии с соглашениями между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области в рамках Федеральной целевой программы, опыт субъектов Российской Федерации в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Настоящая Программа является развитием Концепции информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы в Ульяновской области, утвержденной постановлением Главы администрации Ульяновской области от 09.04.2004 N 42 "Об утверждении Концепции информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы".
С момента утверждения в 2004 году Концепции информатизации Ульяновской области "Электронный Ульяновск" на 2004 - 2010 годы в Ульяновской области достаточно активно ведутся работы в сфере информатизации. Однако отсутствие в областном бюджете Ульяновской области отдельной строки на развитие информационного общества и использование ИКТ приводит к тому, что программные мероприятия информатизации Ульяновской области реализуются по остаточному принципу, за счет средств ведомств (образование, здравоохранение, культура, социальная защита, расчетно-кассовые центры жилищно-коммунального хозяйства и т.д.), что не способствует формированию единого областного информационного пространства, отсутствует четкая координация этих процессов. Акцент ставится на приобретение средств вычислительной техники и телекоммуникаций без должного развития и использования перспективных и эффективных ИКТ.
Уровень развития и применения ИКТ (в том числе защищенных), особенно в муниципальных образованиях Ульяновской области, не отвечает современным требованиям, что сдерживает социально-экономическое развитие и снижает эффективность государственного управления в Ульяновской области. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин:
наличием большого количества разнородных информационных ресурсов и систем в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области, не обладающих единым управлением и возможностью оперативного информационного взаимодействия, отсутствием единых стандартов по их формированию и внедрению;
дублированием мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ и ведомственных целевых программ по информатизации;
отсутствием у большей части населения и организаций Ульяновской области возможности доступа к информации и социально значимым услугам с помощью использования ИКТ;
отсутствием атмосферы доверия при использовании ИКТ и обеспечением информационной безопасности информационных систем, информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры;
недостаточным уровнем подготовки кадров в сфере использования ИКТ (в том числе защищенных) для нужд исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;
недостаточностью развития информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.
Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.
Получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения организаций и граждан в исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, формирования запросов и представления необходимой информации на бумажном носителе.
Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами, что создает значительные неудобства для граждан.
Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах Ульяновской области, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля за ее использованием создает также угрозу нарушения прав граждан.
Решение этих проблем требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в рамках единой государственной политики.
На федеральном уровне в целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности всех исполнительных органов государственной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации) и Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации).
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации определяют приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.
Для реализации поставленных задач необходимо повышение эффективности государственного управления. В этих целях необходимо создать систему стратегического управления, ориентировать деятельность исполнительных органов государственной власти и государственных гражданских служащих на результат, оптимизировать функции исполнительных органов государственной власти и повысить качество оказания государственных услуг, усилить взаимодействие государства с бизнесом и гражданским обществом. Значительную часть функций исполнительных органов государственной власти необходимо передать в негосударственный сектор через механизмы государственного заказа, государственных закупок и использовать возможности саморегулируемых организаций.
В Перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации внесен проект "Электронное правительство", который реализуется в рамках Федеральной целевой программы, определены основные мероприятия проекта "Электронное правительство" и целевые индикаторы (показатели).
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, определяет пять приоритетных направлений развития ИКТ:
1) формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;
2) повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ;
3) обеспечение конкурентоспособности и технологического развития ИКТ;
4) повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с исполнительными органами государственной власти;
5) противодействие использованию ИКТ в целях угрозы национальным интересам России.
Кроме того, практически во всех направлениях социально-экономического развития в качестве инструментов, повышающих эффективность достижения поставленных целей, приводятся ИКТ.
Для обеспечения эффективного функционирования экономики Ульяновской области в рамках Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года", также предлагается создание информационно-аналитической системы обеспечения деятельности хозяйственного комплекса Ульяновской области и информационно-аналитического центра Министерства экономики Ульяновской области.