Доминирующее положение на рынке розничной торговли сетевых компаний, а также невысокий уровень поддержки местного переработчика сельскохозяйственного сырья продовольственной группы привели к тому, что:
предприятия микробизнеса в сфере переработки не играют значительной роли. В современных условиях ставка делается на средние и крупные предприятия, которые оснащены в основном устаревшим энергоемким оборудованием, что существенно влияет на качество, себестоимость продукции и, следовательно, на ее конкурентоспособность;
мелкие и средние предприятия переработки, особенно в условиях кризиса, не имеют собственных средств на техническое перевооружение;
крупные предприятия не занимаются организацией сбора сырья в личных подсобных хозяйствах по ряду причин (несоответствие параметров сырья требованиям переработчиков, высокие затраты на процесс сбора сырья и другие аналогичные причины), что также не содействует реализации продукции местных товаропроизводителей;
сложность реализации произведенной продукции в торговых сетях (входные бонусы, большой промежуток времени между поставкой продукции в магазин и оплатой, несоответствие продукции требованиям сетей по упаковке, внешнему виду и т.д.).
Все эти препятствия привели к тому, что 40 процентов продовольственных товаров ввозится в область из других регионов.
В целях улучшения ситуации в этом вопросе необходимо предпринять ряд мер:
1) по увеличению объемов продажи продовольственных товаров местных товаропроизводителей;
2) по созданию для малых форм хозяйствования на селе, субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции, конкурентных преимуществ на рынке продуктов питания и продовольствия внутри Ульяновской области.
Для реализации поставленных задач планируется предпринять следующие меры:
в рамках программы Центросоюза России создать сеть киосков под единым брендом для торговли продукцией ульяновских товаропроизводителей, в том числе излишков продукции, закупленной в личных подсобных хозяйствах населения области в городах Ульяновской области;
создать сеть торговых точек (магазинов, павильонов, киосков площадью 50 - 70 кв. метров), ориентированных на продажу товаров продовольственной группы местных товаропроизводителей, в "спальных районах" городов Ульяновска и Димитровграда и на существующих рынках под единым брендом "Лучший продовольственный товар региона".
Такие меры должны обеспечить увеличение до 75 процентов доли реализации продукции ульяновских товаропроизводителей, в том числе излишков продукции, закупленной в личных подсобных хозяйствах населения Ульяновской области, в общем объеме.